Взятие сибирского ханства кунугрская летопись
<

Икона Владимирской Божией Матери в пермской галерее

В коллекции Пермской художественной галереи находится много уникальных экспонатов. Из собрания икон галереи, особый интерес вызывает образ Владимирской Божией матери, который был написан во второй половине XVI века. Эта уникальная икона, созданная еще при Иване Грозном, несколько веков находилась в храме Рождества Богородицы небольшого Орел-городка. И только в 20-е годы XX века оказалась в коллекции музея. Среди множества других прекрасных образов она занимает особое место.

Поход Тимура на Русь

В апреле 1395 года армия грозного эмира Тимура разбила войска золотоордынского хана Тохтамыша. За 13 лет до этого, войска Тохтамыша пошли войной на Московское княжество и пожгли многие русские города. Разгром Тохтамыша Тимуром оставлял слабое Русское государство перед лицом сильнейшей армии того времени. К июлю 1395 года Золотая Орда была фактически разгромлена, и войска Тамерлана вступили на Русь.

Портрет Тамерлана Китай
Портрет Тимура из китайской миниатюры XV века.

Первым на пути грозной армии встал Елец, являвшейся столицей небольшого Елецкого княжества. Город не смог оказать сильного сопротивления, и был взят буквально сходу. Войска Тамерлана встали лагерем под Ельцом, а русские князья готовились отражать нашествие. Однако нового удара не последовало – по преданию, во сне Тимуру явилась Богородица, и предостерегла от разорения русских земель. Чудесное спасение, по мнению современников, стало возможным благодаря переносу иконы.

15 августа (по старому стилю) 1395 года, икону Божией Матери вынесли из Владимира и отправили в Москву. Из Москвы навстречу иконе вышел крестный ход. Встреча иконы состоялось 26 августа (по старому стилю), и в этот день отмечается ее сретение (т.е. обретение). В этот же день, войска Тимура повернули на юг и вышли из пределов русских земель. Русь была спасена. Именно в 1395 на Руси появилась икона, которая стала считаться защитницей русских земель.

Елецкое княжество в XV веке

Поход Тимура имел огромное значение для всей Руси. Золотая Орда получила сокрушительный разгром, от которого уже не смогла оправиться. Тамерлан также выполнил свою цель – он поставил на трон Золотой орды лояльного правителя, и проложил Великий Шелковый путь по своим землям (главный торговый путь того времени). Спустя 85 лет состоится судьбоносное стояние на Угре, в результате которого Русское государство отделится от Орды.

 Создание иконы Владимирской Божией Матери

В 80-е года XVI столетия царский иконописец Истома Савин пишет икону Владимирской Божией Матери с 18 клеймами и необычным сюжетом. Заказчиком иконы был Никита Григорьевич Строганов, о чем сообщается на обороте. По сути, на иконе было представлена хроника … того самого Тимура, который два века назад едва не разорил русские земли. Однако если посмотреть на события, разворачивавшиеся в это время, сюжету можно найти вполне логичное объяснение.

В 1581 году Никита Григорьевич Строганов вместе со своим дядей Семеном Аникеевичем и двоюродным братом Максимом Яковлевичем призывают на Пермскую землю атамана Ермака. В следующем году, дружина Ермака захватила столицу Сибирского ханства Искер. Так пало государство, которое считало себя приемником Золотой орды.

Взятие сибирского ханства кунугрская летопись
Бегство татар из Искера, миниатюра из кунугрской летописи.

Неудивительно, что один из организаторов похода, Никита Григорьевич, заказал один из самых почитаемых на Руси образов лучшему иконописцу того времени. Разгром Сибирского ханства начинался не на Пермских землях, а двумя веками ранее, в степях Поволжья. Завоевав Сибирь, Строгановы устранили опасность с Востока, и завершили дело, когда-то начатое Московским государством.

Таким образом, хроника Тимура на иконе Владимирской Божией матери – это в какой-то мере признание заслуг грозного среднеазиатского правителя перед русскими землями. Создав самый почитаемый образ и поместив на него изображение Тамерлана, Строгановы спроецировали ситуацию двухвековой давности на окончательный разгром Сибирского ханства. Благодаря взятию Сибири стало возможным расширение Русского государства на восток.

Портрет Тамерлана.
Портрет Тамерлана. Реконструкция антрополога Михаила Герасимова.

После смерти Ивана Грозного в 1584 году, Никита Строганов попадает в опалу. Земли Перми были переданы в собственность казны.  Вновь вернуть себе пермские владения он смог в 1591 году. Предположительно, в это время икона была перенесена из Сольвычегодска в Орел-городок. В церкви Похвалы Богородице она простояла свыше 3 веков, после чего, в 1925 году, оказалась в пермской художественной галерее. Икона – уникальный образ, который несет на себе отражение истории русских земель.

Влидимирская Божия Матерь из собрания галереи.
Икона Владимирской Божией Матери в пермской галерее.

Композиция образа

Икона состоит из 18 сюжетов (клейм), на которых показаны события из жизни эмира Тимура и спасения Москвы от его армии. На ней представлены следующие сцены (слева – направо, 1 клеймо в верхнем левом углу, последнее – в нижнем правом):

  1. Тимур идет на Москву. В клейме показано войско Тимура, справа на заднем плане видна Москва.
  2. Князь Василий с войском подходит к Коломне для обороны русских земель. Первое и второе клеймо показывает сбор двух воинств для решающей битвы.
  3. Моление в Успенском соборе. В сцене показан митрополит Киприан, проводящий службу в главном соборе Москвы.

    Клейма 1-3 на иконе
  4. Отправка гонца во Владимир. Здесь князь Василий отправляет гонца за иконой Владимирской Божией Матери.
  5. Сретение (встреча) иконы. Москвичи (справа) и духовенство (слева) встречает образ у Москвы. В 1397 году на этом месте будет основан Сретенский монастырь.
  6. Моление перед образом. Митрополит и москвичи просят у иконы защиты от войск Тимура.

    Клейма 4-6
  7. Взятие Ельца. В сцене показан разгром Ельца и представление пленного елецкого князя перед Тимуром (в нижней правой части клейма).
  8. Сон Тимура. В нижнем левом углу эмир Тимур спит в своем шатре. Справа изображена его армия. В центральной части клема, представлен образ небесного воинства, предостерегающего эмира от похода на русские земли.
  9. Военный совет. После пробуждения Тимур собирает военный совет, на котором он совещается со своими приближенными.

    икона владимирской божией матери в пермской галерее
    Клейма 7-9
  10. Страх Тимура. Эмир указывает приближенным на небо и показывает опасность дальнейшего похода.
  11. Отступление. Армия Тимура уходит с русских земель.
  12. Благодарственный молебен. Митрополит Киприан с москвичами благодарят образ Владимирской Божией матери за спасение русских земель. На заднем плане войско Василия I возвращается в Москву.
  13. Сбор войска для похода на Царьград. Тимур собирает свои войска для похода на Константинополь.
  14. Мор в лагере Тимура. Тимуру докладывают о гибели войнов от неизвестной напасти.
  15. Опечаленный Тимур уходит в шатер.
  16. Болезнь Тимура. В левой части клейма эмир со своей свитой, в правой показан умирающий Тимур.
  17. Оплакивание Тимура. Придворные оплакивают своего эмира.
  18. Гибель державы. Всадники разбегаются в разные стороны от могилы Тимура. Через эту сцену символически показана гибель его державы.

Художественная и духовная ценность образа

Икона Владимирской Божией матери  относится к так называемой строгановской иконе. При этом, она имеет 18 уникальных клейм, повествующих об одном из судьбоносных событий Русского государства. В образе показан не традиционный сюжет о житие святого или чудесное явление, а представлена хроника событий рубежа  XIV-XV веков. Это делает ее не только ценным духовным и художественным экспонатом, но и уникальной миниатюрой по истории Руси.

С духовной точки зрения, в иконе отражен поиск символа русского государства. Перенеся икону из Владимира в Москву, князь Василий четко обозначил политический и духовный центр русских земель. С тех пор, Владимирская Божия Матерь считается покровительницей Москвы и всех русских земель. Становление образа Божией Матери как объединяющего символа, не терял актуальности и спустя 2 века, когда Истома Савин писал свою икону.

Поход Тимура на Русь.
Поход Тимура в 1395 году. Крайняя точка на севере — Елец.

Через хронику, показанную в иконе, представлена идея объединения русских земель перед лицом внешнего врага. Символом такого объединения должен стать образ Владимирской Божией матери, не раз спасавший русское государство от иноземных захватчиков. При этом, данная мысль была особенно актуальна для того времени – совсем недавно окончилась Ливонская война, в результате которой были потеряны земли на западе. Также, примерно за 10 лет до этого, в решающей битве было разгромлено войско крымского хана.

Кроме большого духовного значения, образ из пермской галереи имеет высокую художественную ценность. Несмотря на каноничность сюжета, через образ Божией Матери выведен духовный символ Руси. Здесь показана поддержка высших сил (через Богоматерь) своему чаду (в образе которого можно увидеть русское государство), в самый ответственный момент. Все это выведено с большим изяществом и точностью, без отступления от канонического образа Владимирской Божией Матери.

Центральная часть образа иконы Владимирской Божией матери
Центральная часть образа Владимирской Божией матери.

Познакомиться с образом Владимирской Божией Матери можно в экспозиции «Русская икона», находящейся в пермской художественной галерее. Рядом с иконой представлено ее богатое убранство, состоящее из нимба и подвесок. Предположительно, они были выполнены на рубеже XVI-XVII веков московскими ювелирами. Для лучшего знакомства с клеймами представлены их увеличенные репродукции, которые помогают лучше увидеть сюжеты этого уникального образа.

украшения иконы
Украшения иконы, выполненные из серебра и полудрагоценных камней.

Читайте другие статьи про Строгановскую икону:

Зарождение строгановской иконы

Строгановская икона в Сольвычегодске

Проникновение строгановской иконы в Пермские земли

Пермская художественная галерея на карте:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *