Пермская деревянная скульптура – высокое искусство Пармы
Пермская деревянная скульптура – в числе самых узнаваемых брендов Пермского края. Неудивительно, что это культурное явление возникло именно на пермской земле. Именно в особенностях мировоззрения коми-пермяков стоит искать причины появления деревянной скульптуры.
Неофициальное название деревянной скульптуры – пермские боги, как нельзя лучше характеризует их сущность. Это не просто «Святые» в церкви, а отголоски древних верований пермяков. Желая обратить пермяков в свою верю, церковь позволяет размещать в храмах образы святых, изготовленных из дерева. Так появилось одно из прекрасных культурных явлений, поражающих красотой и внутренней силой.
Верования пермяков
Еще из жития Стефана Великопермского (датированного XIV веком) известно, что пермяки поклонялись идолам, изготовленным из дерева. Это были ближайшие родственники коми-пермяков, которые сегодня известны как зыряне. Археологические находки свидетельствуют о том, что древние жители Прикамья (предки нынешних коми-пермяков), также поклонялись идолам из дерева.
Поклонение духам леса и воды свойственно для многих финно-угорских народов. Еще одни родственники пермяков, вогулы, поклонялись деревянным идолам ещё в XX веке. Неудивительно, что в XVII – XIX веках создается большое количество деревянной скульптуры, для того, чтобы обратить пермяка в православную веру.
Православная церковь отрицательно относилась к деревянным изображениям святых и их размещению в храмах. Однако для того, чтобы пермяк ходил в церковь, на уровне епархии пришлось пойти на компромисс. В укромных местах церкви и её приделах, размещались деревянные скульптуры, которым молился пермяк.
Это уникальное явление было локализовано территории Чердынского и Соликамского уезда Пермской губернии. Известны единичные случаи размещения деревянных скульптур на территории других уездов губернии, в местах проживания коми-пермяков. Почему же деревянная скульптура возникла именно на территории проживания пермяков? Ответ на вопрос можно попробовать найти в мировоззрении этого народа.
Для пермяков был свойственен политеизм, характерный для молодых народов. И если славяне были крещены в X веке, то пермяков крестили в XV-XVI веках. Местные традиции сохраняли свою силу, поэтому пермяки верили, что другие святые – это тоже «боги». Как они поменяли своего верховного бога Ёна на нового, так и «святых» сделали «богами», но более низкого ранга.
Пермяки верили, что материальное изображение бога это и есть сам бог. Они думали, что теперь их «боги» жили в храме, а не жертвенных местах. Кроме того, у каждого пермяка был свой «любимый» святой. К числу наиболее почитаемых святых относились Николай Угодник, Параскева Пятница, Никола Можайский.
Возникновение пермской деревянной скульптуры
Известно, что христианские храмы возводили на месте языческих капищ пермяков. Возводя храм на священном месте, церковь пыталась обратить пермяков в свою веру. По сообщению источников XVI-XVII века, процесс шёл достаточно трудно. Пермяки продолжали молиться прежним богам, в храм ходили только для вида.
Сложно говорить о том, когда появились первые деревянные скульптуры в храмах Пермских земель, но можно точно сказать, когда появились первые письменные упоминания о них. В переписи Михаила Кайсарова 1623-1624 годов говорится о том, что в храмах находятся деревянные скульптуры. Предположительно, эти скульптуры были завезены из вологодских или архангельских земель, где были распространены подобные явления.
Как самостоятельное культурное явление, пермская деревянная скульптура начинает формироваться во второй половине XVII века. Самые ранние экспонаты, выставленные в пермской художественной галерее, датируются именно этим периодом. В это время пермская деревянная скульптура обрела свои уникальные черты и стала неотъемлемой частью жизни пермяков.
Сюжеты пермской деревянной скульптуры
Один из самых ранних сюжетов пермской деревянной скульптуры – это изображение Параскевы Пятницы из села Ныроб. Она датируется второй половиной XVII века. Это не деревянная скульптура в полном смысле слова, а икона, выполненная в технике горельеф (объемное изображение). Святая изображена с двумя мученицами – Екатериной и Варварой. Данная композиция представляет интерес как один из самых ранних образцов деревянной скульптуры.
При посещении коллекции деревянной скульптуры этот экспонат всегда привлекает к себе особое внимание. Изображение Николы Можайского из села Покча является уникальным экспонатом. В правой руке святой держит меч, а в левой – храм. Данный иконографический тип Николая Чудотворца имел широкое распространение на Руси, однако древние мастера из Прикамья создали уникальное изображение.
Отдельное внимание заслуживает скульптура «Саваоф». Считается, что это изображение верховного бога коми-пермяков – Ёна. Действительно, скульптурное изображение выполнено в таком стиле, что создается впечатление единой композиции Божества и небо. Именно на небе жил Ён, создавший мир коми-пермяков. Придание его изображение коми-пермяцких черт лишь усиливает впечатление.
Однако самым популярным мотивом пермской деревянной скульптуры можно назвать «Христос в темнице». Это композиция в полной мере позволяет раскрыть глубину образа деревянной скульптуры. Изображая страдающего Христа в заточении, древний мастер передает не только глубину внутренних переживаний, но и создает общую атмосферу грядущего ужаса. В этом образе проявляется способность мастеров вызывать сопереживание у людей, далеких от понимания художественных композиций.
Tres beau musée avec des oeuvres d’art tres impressionnantes, je vous recommande de visiter ce magetueux endroit.
Очень красивый музей с очень впечатляющими произведениями искусства, я рекомендую вам посетить это чудесное место.