портрет Ивана Васильевича Грозного
<

Строгановская икона – путь в вечность

Строгановская икона часть 2

Строгановская икона часть 3

Строгановы – одно из самых влиятельных семейств в России во второй половине XVI века. Их имя неразрывно связано с освоением Сибири и походом Ермака, однако они внесли вклад не только в освоение новых земель. Искусство – еще одна область общественной жизни, в котором Строгановы оставили свой отпечаток. Строгановская икона – одно из самых ярких культурных событий времен Ивана Грозного, оказавшее большое влияние на развитие русского искусства в целом.

Возникновение Строгановской иконы связано с возвышением фамилии Строгановых. Возвышение же стало возможным благодаря Пермским землям. Прямая связь между Прикамьем и Строгановыми  формируется в середине XVI века. По жалованной грамоте Ивана IV в 1558 они получают огромные земли в среднем течении реки Камы и Чусовая. Что характерно – именно в этот год началась долгая Ливонская война, которая стала одним из причин «смутного времени». Таким образом, отдав восточные земли под управление предприимчивых Строгановых, Иван Грозный сосредоточился на западном направлении.

портрет Ивана Васильевича Грозного
Портрет Ивана Грозного из царского титулярника 1672 года

Строгановы получили более 3,6 милионов десятин, или попросту около 40000 квадратных километров земель. Сегодня это составило бы 25 % территории Пермского края. Самым главным источником доходов были соляные промыслы. Вторым важным ресурсом было добыча меха. Об успешности их деятельности с точки зрения государства свидетельствует тот факт, что через 10 лет Иван IV дает им новые земли по реке Чусовой. Царь доверял промышленникам – Строгановы не пострадали во времена опричнины, добровольно передавая доходы государству.

Создав на территории Камы и Чусовой крепкий оплот, Строгановы стали угрожать Сибирскому ханству. Сибирское ханство –  последний крупный соперник на Востоке, сдерживающий экспансию в Сибирь. Возможность прямого доступа к ресурсам Сибири позволяло не только улучшить положение Русского государства в неспокойный XVI век, но и выйти к Китаю. И именно в это время, в период острой конфронтации с Сибирью, появляется она – Строгановская икона, ставшая одной из ярких страниц в темное время.

Аника Строганов на гравюре
Аника Строганов на гравюре XVIII века

Искусство Русского государства в XVI носило печать своего времени. Если в Европе во всю силу сияла эпоха Возрождения и великие географические открытия, то на Руси, во многом, искусство носило прикладной характер. Практически все свои свободные ресурсы были направлены на ведение войн (страна воевала на многих направлениях), поэтому от мастеров во многом требовалось создание военных изделий. Тем интересней выглядит тот факт, что Строгановы, несмотря на постоянную опасность с востока, начинают активно поддерживать иконописцев.

Почему именно Строгановы начали процесс становление новой школы. И почему они выбрали именно этот вид искусства. Возможно, ответ лежит в самой природе изобразительного искусства Русского государства. Создание икон значительно возвышало фамилию Строгановых среди знатных родов. Также, несомненно, создание собственной школы еще более способствовало укреплению автономии знатного рода на востоке государства. Одно можно сказать точно – внеся огромный вклад в развитие культуры Русского царства второй половины XVI – первой трети XVII века, Строгановы не только сохранили одно из самых красивых направлений в искусстве, но и сохранили русский дух в непростые для страны времена.

Строгановская икона – благословение на восток

В 1558 году в мастерских Ростова Великого создается икона «Благовещение». Одна из самых логичных версий ее происхождения – это, конечно же, получения Строгановыми благой вести, выделение огромного количества земель на востоке. Икона «Благовещение» одна из первых в ряде так называемых икон Строгановых.  С этого момента идет возвышение рода Строгановых и создание новых прекрасных образцов русского искусства.

Собор в сольвычегодске
Благовещенский собор в Сольвычегодске

Икона «Благовещение» еще не имеет характерных для икон данного стиля детальной проработки персонажей и богатого пейзажа. В глаза бросается ее наспех проработанные фигуры и композиция. Возможно, это свидетельство того, что икона должна была быть изготовлена в короткие сроки и преподнесена главе рода – Аникию Строганову перед его отбытием в Прикамье. На иконе имеется  благословление Ростовского архиепископа Никандра, и это говорит о том, что икона была важным символическим подарком для Строгановых.

Благовещенеи икона
Икона «Благовещение»

Икона «Благовещение» входила в композицию иконостаса Благовощенского собора в Сольвычегодске. Сольвычегодск – один из центров Строгановских земель, именно отсюда шла их экспансия на восток.  Со временем, собор станет фамильной усыпальницей фамилии и превратится в один из символов культуры Северо-Западной Руси. Из Благовещенского собора происходит почти половина икон, которые искусствоведы относят к Строгановскм, а центральный иконостас является уникальным культурным собранием русского искусства второй половины XVI века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *