Строгановская икона, часть 3. Путь на восток.
В 1558 царь Иван Грозный жалует Григорию Аникеивичу Строганову (среднему сыну Аники Строганова) огромные земли вдоль реки Камы. С этого момента начинается активное хозяйственная застройка территории современного Прикамья. Если раньше, по-большему счету, происходило сдерживание вогулов и сибирских татар, то теперь началась активная подготовка к наступлению на Восток. Со временем, все более увязывая на Западе, Иван IV делает Строгановых полно властными хозяевами пермских земель.
Действия царя говорят о его мудрости. Зачем тратить силы еще на одно направление (в то время войны велись на юге, западе и севере), если можно сделать это руками своих слуг. Ожидания царя были полностью оправданы. Пройдет чуть больше 20 лет и столица Сибирского ханства будет у его ног. Но прежде, чем покорить Сибирь, Строгановым предстояло прочно встать в Прикамье и построить тут свои опорные пункты. Так, в 1558 году начинается строительство поселения Пыскор. Чуть позже, в 1560 году начинается строительство Пыскорского монастыря, который по праву считается хранителем Прикамских земель. И что символично, Спасо-Преображенский собор Перми является его приемником.

Недалеко от Пыскора в 1564 году строится крупнейший город XVI Пермской империи Строгановых — Орел-городок. Это была хорошо укрепленная крепость, ни разу не взятая неприятелем. В 1568 Иван IV дает грамоту Якову Строганову (старшему сыну Аники Строганова) на более чем 4 миллиона десятин вниз по Каме и Чусовой. Так, род Строгановых стал одним из самых богатых семей Московского государства.В этом же году строится Нижне-Чусовской городок, который стал опорным пунктом на реке Чусовой.
Нижне-Чусовской городок сроился по проекту Орла-городка. Эта был крупный опорный пункт, рядом с которым построен Успенский монастырь. Завершает строительство опорных пунктов Пермской земли возведение двух острожков (небольших крепостей) — Сылвенского на реке Сылва (южный опорный пункт Строгановских земель) и Яйвинский острожек на реке Яйва (восточный опорный пункт). Для решающего броска на Восток осталось сформировать боеспособную дружину и дать им хорошего командира. Урал ждал Ермака.
Проникновение Строгановских икон в Прикамье
После получения новых земель, Аника Строганов, вместе со своими старшими сыновьями — Яковым и Григорием, перебираются в Прикамье. С этого момента начинается активная хозяйственное освоение земель. Как и в Сольвычегодске, вместе с хозяйством развивалось искусство. Первые иконы были завезены Строгановыми из Сольвычегодска. В дальнейшем, при Пыскорском монастыре была сформирована своя иконописная мастерская. Также, Строгановы заказывали иконы у Соликамских мастеров, а в Орле-городке, ставшем центром земель, были свои горницы.
Главным заказчиком пермских икон стал Никита Григорьевич Строганов. Не исключено, что его двоюродный брат, Максим Яковлевич, был не только заказчиком икон, но сам писал некоторые образы. Отметим интересный факт — библиотека Максима Яковлевича составляла почти 300 книг, что делало его владельцем одного из самых крупных книжных собраний Руси. Максим Яковлевич и Никита Григорьевич считаются главными организаторами похода Ермака в Сибирь, снарядив атамана деньгами, оружием и продовольствием.

Одно из самых больших собраний Строгановских икон входило в иконостас церкви Похвалы Богородицы в Орел-городке. В 20-е годы XX века в ходе экспедиций Н.Н. Серебренникова, из церкви было вывезено свыше 20 различных икон. Сегодня эти образы составляют основную часть фонда “Строгановская икона” в пермской художественной галерее. Иконостас бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора Перми также состоит из Строгановских икон, в XVIII веке он был вывезен из закрывшегося Пыскорского монастыря.
Ряд икон Строгановых был получен из церкви Воскресения Христова в поселке Кишерть, Лёнвинской церкви близ Березников, Петропавловской церкви поселка Слудка, Спасо-Преображенского собора Усолья, Успенской церкви в Перми и Троицкой церкви Вильгорта. Всего, в Прикамье было выявлено свыше 50 икон Строгановской школы, написанных в XVI — XVII веках. Большая часть из них выставлена в художественной галерее Перми, а несколько экспонатов — в Березниковском историко-художественном музее.

Лучшие образцы пермских икон
Одна из самых красивых икон Строгановской коллекции пермской художественной галереи — Богоматерь Владимирская со сказанием в 18 — ти клеймах. Икона находилась в церкви похвалы Богородице Орла-городка. Заказана Никитой Строгановым у московского мастера Истомы Савина. Годы создания иконы относят к 80-90 годам XVI века. Икона интересна образом Богоматери, так называемое “умиление”. На клеймах иконы рассказывается о событиях русской истории XIV-XV веков, когда в 1395 году в Московское государство вторгся Тамерлан. Таким образом, икона — одна из хроник русской истории, рассказывает о событиях далеких времен.
Возможно, икона была написана после вхождения Сибирского государства, для показания легитимности вхождения новых земель. Сибирское ханство стало одним из последних серьезных осколков “Золотой Орды”, и в сюжетах иконы мы можем увидеть желание заказчика сблизиться не только с героической историей своего государства, но и показать силу государства перед новыми подданными. Икона Владимирская Богоматерь одна из самых красивых икон Строгановых, несущих в себя важное послание из прошлого.

В начале XVII века столичным мастером Семеном Хромым был создан живописный образ “Беседа трех вселенских святителей”. Сюжет иконы основывается на рассказе о трех святителей: Василии Великом, Иоанне Златоусте и Григории Богослове. Каждый из них дает своим ученикам наставление на жизнь. Однако главная ценность иконы — это живой пейзаж и детально проработанные декорации, на фоне которых происходит действие. Насыщенные, красно-золотые краски иконы заметно усиливают впечатление от образа, делая его во многом суровым и строгим.

Еще одна уникальная работа Семена Хромого “Рождество Иоанна Предтечи”. Икона была написана в начале XVII века. Икона интересна архитектурным пейзажем, на фоне которого разворачивается действие. Несмотря на небольшое количество персонажей, сюжет иконы достаточно динамичен. В левой части образа находится святая Елизавета, мать Иоанна. Справа — отец, святой Захарий. В нижней части иконы святая Елизавета и служанка проводят омовение рожденного младенца. Икона — ценный памятник русского искусства XVII века.

Войдя в зенит в начале XVII века, искусство Строгановской иконы постепенно стало угасать. Несмотря на появление новых иконописных центров, образцы, написанные в середине XVII века уже не имели ту яркость и выразительность, что были у Строгановских икон. С этого времени образы писались для храмов Строгановской империи уже не такими виртуозными мастерами. Иконы перестали нести на себе крест охранителей русского искусство, во многом ,выполняя утилитарные функции. Чуть позже, в Прикамье расцветет уникальное мастерство деревянной культуры, ставшее еще одной визитной карточкой края.