Строгановская икона. Часть 4 – пермская галерея

Строгановская икона из собрания пермской художественной галереи. Часть 4

Строгановская икона часть 1

Строгановская икона часть 2

Строгановская икона часть 3

Строгановская икона – одно из самых интересных культурных явлений второй половины XVI – начала XVII века. В ней нашло отражение множество актуальных для того времени явлений – освоение восточных земель, стремление к новым открытиям, борьба с иноземными захватчиками и «смутное время». Иконы Строгановых стали своеобразными хранителями русской идентичности. По своему характеру они стали переходным периодом от древнерусского искусства Московского государства к искусству новой России.

Строгановская икона в Пермской художественной галерее
Экспозиция Строгановской иконы

Культурная ценность строгановских икон заключается не только в их высоком уровне исполнения, но и в богатстве сюжетов. Создавая большие иконы с подробным житием святых, а также образы небесных покровителей, иконописцы не ограничивались строгими рамками государственного заказа. Именно частная инициатива меценатов Строгановых позволила создать замечательные по своему исполнению произведения искусства, в настоящее время выставляемых в собраниях Москвы, Сольвычегодска и Перми.

Пермская художественная галерея
Здание пермской художественной галереи

В Перми, строгановская икона выставляется в коллекции  пермской художественной галерее.  Всего, в экспозиции «Строгановская икона» представлено свыше 20 экспонатов, более 30 единиц находится в запасниках. Иконы художественной галереи охватывают период с конца XVI по начало XVIII века. Кроме так называемых «строгановских икон», в коллекции представлены образы, представляющие высокую художественную ценность. Среди выставленных икон имеется несколько  образов, про которые мы хотим рассказать отдельно.

Иконы пермской художественной галереи

Икона «Благовещение» из собрания пермской художественной галереи была создана во второй половине XV века. По стилистике ее можно отнести к московской или псковской иконописной школе. Эта икона написана в древнерусских традициях, для нее характерны большие фигуры, неестественные позы персонажей, схематичное изображение фона. Эту икону можно принять за первый пункт в анализе развития иконописи Московского государства. Строгановские иконы будут носить гораздо более сложную структуру и детальную проработку персонажей.

Икона Благовещение в Перми
“Благовещение” в художественной галерее

«Богоматерь Смоленская» одна из самых красивых икон, представленных в пермской галерее. Она выполнена мастером Семеном Хромым приблизительно в 1614-1616 годах. Заказчиком иконы выступил Никита Григорьевич Строганов. Продолжительное время «Богоматерь Смоленская» находилась в церкви Похвалы Богоматери в Орел-городке. В 20-е годы XX века была вывезена для формирующейся коллекции древнерусского искусства.

Богоматерь Смоленская в Перми
Богоматерь Смоленская из собрания пермской галереи

Судя по всему, «Богоматерь Смоленская» была выполнена уже после взятия Смоленска польскими войсками в 1611 году. В этом образе мы можем увидеть желание мастера показать, что Смоленск является неотъемлемой частью Русского государства. Несмотря на потерю крупнейшего на западе фортпоста, падение Смоленска фактически означало спасение России. Потратив все ресурсы на взятие города, Сигизмунд III уже не имел ресурсов для овладение Москвой. Буквально через год, ополчение Минина и Пожарского выбьет поляков из русской столицы, и в 1613 году будет избрана новая династия.

Богоматерь с Христом в собрании пермской галереи
Богоматерь с младенцем Христогм

Еще один замечательный образ Богоматери из собрания художественной галереи – «Богоматерь с младенцем Христом». Эта икона попала в галерею из церкви Воскресения Христова села Посад (Кишертский район). Икона изготовлена мастером Григорием по заказу Никиты Григорьевича Строганова. Скорее всего, этот иконописец работал в мастерских Строгановых, каких- то детальных сведений о нем не сохранилось. Икона «Богоматерь с Христом» интересна тщательно проработанным ликом Богоматери, который составляет центральную часть композиции. Безусловно, это одно из лучших подобных исполнений среди собрания пермских икон.

Иоанн Предтеча в собрание пермской галереи
Иоанн Предтеча- ангел пустыни

Икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» логически завершает экспозицию икон в галерее. Это уже не строгановская икона в ее классическом понимании. Икона была написана во второй половине XVII века и отражает те традиции, которые были заложены Строгановской иконой. Богатый сюжет иконы (деятельность Иоанна, крещение Христа, смерть Иоанна Крестителя), построение композиции, детальный пейзаж – все это свидетельствует о значительном изменении в написании икон с конца XV века. Икона «Иоанн Предтеча» один из лучших образцов искусства XVII века в собрании галереи, по ней мы можем судить о развитии всего русского искусства.

Собрание строгановских икон в пермской художественной галерее – одна из самых полных коллекций русского искусства второй половины XVI – первой половины XVII веков. Здесь, Вы можете познакомиться с невероятно одухотворенными и возвышенными образами Святых, в которых иконописцы вкладывали надежды на светлое будущее. Иконы – неотъемлемая часть русской культуры. В художественной галерее Вы сможете узнать много нового о русской идентичности, и познакомиться с образами, которые стали свидетелями пути России на Восток.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *