Строгановская икона. Часть 2 — свет в смуту

Строгановская икона – свет в смуту. Часть 2

Строгановская икона часть 1

Строгановская икона часть 3

Термин «Строгановской иконы достаточно размытый. К иконам Строгановых принято относить не только образы, выполненные в их иконописных мастерских (горницах), но и заказанные у других мастеров. Один из самых ярких примеров – мастер Прокопий Чирин, трудившийся в государевой мастерской. Таким образом, назвать иконы Строгановскими мы можем по нескольким признакам. В первую очередь (самый распространенный признак), когда заказчиками иконы выступили Строгановы. Во-вторых, когда иконы были подарены знатному роду по случаю какого либо праздника. И наконец, иконы могли быть выполнены в мастерских Строгановых, но не по их заказу.

Большой интерес вызывает география исполнения «Строгановских икон». Основная часть икон написана в горницах Сольвычегодска, другими крупными центрами были город Соликамск и Пыскор. Сами Строгановы заказывали иконы в Москве и Ростове, где находился крупные иконописные мастерские. Смотря на географию выполнения икон, можно понять, что написание икон происходило в северо-восточной части Русского государства, наиболее стабильной территории в «Смутное время». Иконы Строгановых стали  символом сохранения «русской идентичности», а их деятельность способствовала не только сохранению стабильности, но и процветанию искусства.

Сольвычегодск на фото начала XX века
Город Сольвычегодск на фотографии начала XX века.

Чтобы лучше понять заказчиков икон, познакомимся с родом «именитых людей» Строгановых. Главой рода был Аникий Строганов, у которого было 3 взрослых сына: Яков, Григорий и Семен. У Якова Строганова вырос только один взрослый сын – Максим, который участвовал в организации похода Ермака и у которого был один взрослый сын Иван. Григорий имел взрослого сына Никиту, который также участвовал в организации похода Ермака, и со смертью которого прервалась мужская ветвь среднего сына Аники. Второй продолжатель рода Строгановых стал младший сын Семен, у которого были сыновья Андрей и Петр, и которые продолжили дело фамилии.

Главными заказчиками Строгановских икон стали Семен Аникеевич, Никита Григорьевич и Максим Яковлевич. При этом, абсолютное большинство икон было заказано Никитой Григорьевичем, небесного покровителя которого – Никиту-воина, можно часто увидеть на образах. Однако, самым популярным сюжетом икон Строгановых стали не небесные покровители, а житие Святых и Богоматерь. Житие – один из самых интересных направлений в иконописи, особенно для XVI века. В нем мы можем увидеть то, как представляли себе окружающий мир люди этого времени.

Палаты Строгановых в городе Сольвычегодск
Палаты Строгановых в Сольвычегодске. Гравюра XVIII века.

Благодаря высоким художественным вкусам и мастерству исполнения Строгановские иконы второй половины XVI века – первой трети XVII века представляют исключительное значение для русского искусства. Иконы стали переходным звеном от строго канонического исполнения икон, которое практиковалось до середины XVI века, и высокохудожественным стилем Симона Ушакова, ведущего иконописца XVII века. Вскоре после смерти Ушакова грянут реформы Петра Великого, и в России станет развиваться своя школа живопись.

Сольвычегодские иконы – из родового гнезда Строгановых

Сольвычегодск был резиденцией Строгановых на протяжении XVI – XVII веков. Строгановы построили здесь Благовещенский собор, ставшим центральным собором Строгановской империи. Неудивительно, что при соборе, в палатах Строгановых была организована иконописная мастерская, создавшая большое количество по-настоящему уникальных образцов русского искусства.

Благовещенский собор в Сольвычегодске, построенный в XVI веке.
Благовещенский собор в Сольвычегодске. Фото начала XX века.

Основными мастерами, поставляющими иконы для собора, были Прокопий Чирин, Истома Елизаров, Назарий Савин и Истома Гордеев. Для Сольвычегодских икон характерно детальная прорисовка персонажей и много сюжетные композиции. Одна из самых интересных икон Сольвычегодска – Обновление храма Воскресение Христова в Иерусалиме и Похвала Богородице. Икона выполнена на рубеже XVI-XVII веков и представляет собой уникальное по композиции художественное творение. Неизвестный мастер из Ростова Великого изобразил на доске, длинной почти 2 метра две композиции, объеденных единым сюжетом.

Иконостас в Благовещенском соборе Сольвычегодска
Иконостас Благовещенского собора Сольвычегодска

Как сюжет «обновление храма в Иерусалиме», так и «похвала Богородице» представляют собой целое повествование о библейских событиях, выполненное с высокой детализацией. Особое внимание заслуживает сюжет «обновление храма», в котором мы можем увидеть не только описание событий, которые произошли за полторы тысячи лет до написания иконы. Сюжет  иконы – это надежда автора на светлое будущее своей земли, которая переживала в то время непростые времена.

Икона обновление храма в Сольвычегодске. Строгановская икона
Икона обновление храма в Иерусалиме. Из собрания Сольвычегодского музея

Помимо Благовещенского собора иконы Строгановых были во многих других местах Сольвычегодска: Введенском монастыре, Борисоглебский монастыре, Покровской церкви, церкви Владимирской Богоматери, Крестовоздвиженском монастыре, Успенской церкви. Также, Строгановы дарили иконы в Воскресенскую церковь и Прокопьевский собор Великого Устюга. Еще одно место размещение икон – Николо-Коряжменский монастырь, находящийся в 10 километрах от Сольвычегодска.

Одна из самых интересных икон этой группы – «Григорий Армянский» с редко встречающимся сюжетом. Это неканоническая икона представляет большой интерес для исследователей. Время ее выполнения относится к первой трети XVII (скорее всего, уже после 1613 года). Вверху иконы находится классический «Спас Нерукотворный», а в центре представлен святой Григорий Армянский, которого царь Тиридат (он изображен справа с собачьей головой) пытает во рву. Во рву ползают змеи и львы, которые, по мнению тирана должны были уничтожить святого, но не нанесли ему вреда. Слева находится женщина, которая много лет кормила мученика, и спасла его от голодной смерти.

Иконы Строгановых - Григорий Армянский в Сольвычегодске
Икона Григорий Армянский. Собрание Сольвычегодского историко-художественный музей.

Иконы Сольвычегодской земли во многом отражает духовный настрой эпохи. Красочные иконы 70-х годов XVI века сменяются мрачными и жестокими сюжетами рубежа XVI-XVII веков. Но можно заметить, как после, во второе десятилетие XVII века  опять появляется некоторая уверенность и красочность повествования. К 30-м годам можно заметить затухание искусства. Уходят яркие представители рода, и центральная власть постепенно отбирает полномочия Строгановых. С установлением торговых путей через Соликамск и рядом других причин происходит закат их величия. Несмотря на то, что русская культура еще не оправилась от Смуты, ее сохранение в Строгановском мире сыграло большую роль будущих времен.

 

Строгановская икона. Часть 2 — свет в смуту
5 (100%) 1 vote

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *