Кизеловский завод. Фото начала XX века.

Кизеловский завод – метал и уголь для империи

Завод в Кизеле – показательный пример горнозаводского предприятия Урала. Он, в какой-то мере, повторял зигзаги взлетов и падений империи, в которой родился, и с падением которой окончилась его история. Век девятнадцатый – золотой век императорской России и период расцвета горнозаводской цивилизации.

Начало завода

Кизеловский чугунолитейный завод дал первую плавку в начале 1789 года. Спустя несколько месяцев завод приступил к обработке и выделке железа. Завод должен был стать одним из самых мощных металлургических предприятий Западного Урала – на нем планировалось выплавлять 200 тысяч пудов чугуна в год. На проектную мощность завод вышел спустя 2 года – в 1791 году отлили свыше 200 000 пудов. Интересно, что домны завода имели высоту свыше 11 метров, что делало их самыми высокими доменными печами на Урале в конце XVIII века.

Завод получил свое название от небольшой реки Кизел, на которой расположились заводские постройки и пруд. Река впадала в реку Вильву, на которой располагались заводы Всеволода Всеволожского (Александровский и Всеволодо-Вильвенский), однако Кизеловский завод принадлежал семейству Лазаревых. Помимо Кизеловского, семья Лазаревых владела также Полазненским, Хохловским и Очерским заводом.

Кизеловский завод в XIX веке

В 40-е годы XIX века на заводе проводят модернизацию производства. Были установлены специальные паровые машины, которые увеличили выпуск продукции на 40%. В среднем, завод стал давать 250-300 тысяч пудов чугуна в год. При этом, даже отмена крепостного права не повлияла на работу завода, снизив выпуск продукции лишь на 2 %. Это говорит о высокой доле механического труда и передовых, для того времени, формах организации производства.

Периодом наивысшего расцвета Кизеловского завода стал конец XIX века. В  это время завод выплавлял свыше 1000 тысяч пудов чугуна в год, который в большинстве своем отправлял на обработку в Очерский и Полазненский заводы. Знаковым событием для завода стало открытие станции Кизел в 1896 году, которая соединила поселок с Уральской горнозаводской железной дорогой. Это позволило нарастить объемы производства, и кто знает, как бы развивался завод, если бы не начавшийся кризис.

Станция Кизел старое фото
Станция Кизел на Уральской горной железной дороге. Фото начала XX века.

Экономический кризис и потрясения XX века

Во время кризиса 1900-1903 годов князь С.С. Абамелек-Лазарев смог найти оригинальное решение по устойчивой работе заводе. Было решено сократить выплавку чугуна на 30-40 %, но при этом увеличить добычу каменного угля. Продажа каменного угля из Кизеловских шахт позволила заводом Абамелек – Лазаревым пережить кризис и расплатится с кредиторами. С 1907 года на заводе осуществляется только выплавка чугуна, а обработка железа перенесена на Полазненский и Очерский заводы.

Кизеловский завод. Фото начала XX века.
Кизеловский завод в начале XX века.

Последняя страница истории завода начинается в 1914 году. Во время войны Кизеловский завод не смог перестроиться на «военные рельсы». Объем производства начал снижаться, а инвестиций для перехода на выпуск военной продукции у семьи Абамелек – Лазаревых не было. Все это вызвало перебои в работе завода. В феврале 1918 года завод был национализирован, а после разгрома Колчака летом 1919 пуск  производства был признан нецелесообразным. Главной причиной такого решения стало отсутствие достаточной сырьевой базы (истощение месторождения железной руды) и высокий износ заводского оборудования.

В начале 20-х годов XX века на базе бывшего Кизеловского чугунолитейного завода начал работу Кизеловские ремонтно-механические мастерские. На них изготавливалось оборудование для угольных шахт. Спустя некоторое время Кизел стал «угольной» столицей Урала, а некогда огромный завод канул летах, как и многие другие металлургические предприятия Западного Урала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *