Пермский моторный завод имени Свердлова — Авиадвигатель
Пермские моторы — крупнейший машиностроительный комплекс Пермского края, выпускающий авиационную продукцию. Завод является крупнейшим предприятием города, став одной из его «визитных» карточек. Пермский моторный завод стала одной из важных вех истории города, определивших вектор его развития на многие годы.
В начале XX века Пермь не был крупным промышленным центром. Индустриальным центром Пермской губернии по праву считался Екатеринбург, в котором располагалось много больших и мелких предприятий. В пригороде Перми находился крупный Мотовилихинский завод, на котором производились пушки и артиллерийские снаряды.
В 1928 году, с принятием первого пятилетнего плана, по всему СССР разворачивается стройка новых предприятий. В Перми, в соответствии с планом развития авиационной отрасли, должен был построен авиационный завод. В 1930 году начинается подготовка к возведению нового строительства, а уже через год, в 1931 году — постройка заводских корпусов.
Начало моторного завода № 19
В июне 1934 года происходит запуск нового завода в Перми. На заводе производили двигатели по договору с американской фирмой Curtiss-Wright. Первые 50 двигателей были собраны из компонентов, поставленных из США, в дальнейшем компоненты начали производить на пермском моторостроительном заводе № 19.
Первый двигатель М-25, выпускаемый на пермском моторостроительном заводе предназначался для небольших самолетов. Двигатель М-25 (и его модификации М-62, М-63) устанавливался на истребители И-14, И-15 Бис, И-153, а также на один из самых лучших советских довоенных истребитель И-16. Эти самолеты прошли испытание в боях на озере Хасана, Халхин-Гол, гражданской войне в Испании.
Именно в боях на фронтах Испании стало заметно отставание советских истребителей от самолетов нацистской Германии. Истребитель мессершмит Bf-109 по многим параметрам превосходил И-153 и И-16. Поэтому перед советской авиационной отраслью была поставлена задача разработать более совершенные самолеты.
На пермском моторостроительном заводе приступили к разработке нового двигателя, который бы мог конкурировать с моторами немецких фирм. В 1939-1941 годах, в Перми, идет кропотливая работа по разработке нового авиационного двигателя. Серийный выпуск нового двигателя, который получил название АШ-82, начался в мае 1941 года.
В годы войны — двигатель АШ-82
В самом начале войны пермский моторный завод столкнулся с целым рядом трудностей. Необходимо было разместить промышленные предприятия, эвакуируемые из западной части Советского союза. Многие работники завода ушли на фронт, вместо них к станку вставали женщины, пенсионеры и дети. Но именно им предстояло выпускать двигатель АШ-82.
Авиационный двигатель АШ-82 получил свое название в честь своего разработчика, конструктора Аркадия Швецова. Этот двигатель обладал целым рядом преимуществ, именно благодаря ему советские ВВС смогли достичь превосходства в воздухе. Двигатель устанавливался на бомбардировщики Су-2 и Су-4, ТУ-2, ПЕ-8. На лучших отечественных истребителях тех времен, Ла-5 и Ла-7 также стояли двигатели АШ-82.
За годы войны было произведено свыше 31000 моторов, что составляло около 25 % всех двигателей, выпушенных в годы ВОВ. За свои трудовые подвиги и сдачу сверхплановой продукции пермский моторный завод имени Сталина был награжден орденом Боевого Красного знамени.
После войны — Свердловский завод в Перми
После войны пермский моторный завод сосредоточился на выпуске двигателей для гражданской авиации. До начала 50-х годов на заводе выпускали на заводе выпускали различные модификации АШ-82 и другие поршневые двигатели. С конца 40-х годов начинается бурное развитие авиационной отрасли, в котором пермский завод принял самое активное участие.
В 1953 году главным конструктором пермского моторного завода становится 36-летний Павел Соловьев. С его именем связана одна из самых ярких страниц завода. На заводе разработали двигатель Д-30 для самого массового гражданского самолета СССР-134, и двигатель Д-30КУ для самолетов Ту-154.
В 1961 году пермский моторный завод получил имя Свердлова, в честь известного революционера и партийного деятеля. В сквере перед заводом был установлен бюст Свердлова, а район, в котором находился завод, получил название Свердловский. Именно пермский моторный завод имени Свердлова создал лучшие образцы двигателей в СССР.
Для истребителей-перехватчиков МиГ-31 был разработан двигатель Д-30Ф6 на базе гражданского двигателя Д-30. Примечательно, что сегодня, перед заводом, стоит памятник МиГ на взлете, который запечатлел одну из самых ярких страниц истории завода имени Свердлова.
Однако главной гордостью моторного завода считается авиационный двигатель ПС-90А. Двигатель получил свое название в честь генерального конструктора завода, который создал один из лучших и надежных образцов авиационного мотора СССР. ПС-90А устанавливался на самолеты ИЛ-96, Ту-204, Ту-214, Ил-76.
Настоящее время — Авиадвигатель и Пермские моторы
Выпуск различной авиационной продукции легче осуществлять на обособленных производствах. В 90-е годы пермский моторный завод утратил имя Свердлова, выделив несколько отдельных предприятий:
- ОДК Авиадвигатель. Основан на базе конструкторского бюро завода имени Свердлова. Занимается разработкой авиационных двигателей, газотурбиных установок и различных агрегатов.
- ОДК Пермские моторы. Занимается выпуском и обслуживанием авиационных двигателей. Создан на базе пермского моторного завода имени Свердлова.
- Протон-ПМ — создан на базе отдельного подразделения завода, выпускает компоненты для ракеты-носителя Протон.
- Редуктор-ПМ. Выпускает компоненты для газотурбинных и вертолетных двигателей.
В настоящее время Пермские моторы — одно из самых крупных предприятий Пермского края. Его успешное развитие является залогом мирного неба Отечества и процветания авиастроительной отрасли.