Сюзьвенский завод

Сюзьвенский (Екатерининский) чугунолитейный и железоделательный завод

Сюзьвенский завод был основан Александром Николаевичем Строгановым в 1787 году. Свое название завод получил в честь младшей дочери Александра Николаевича и реки Сюзьвы, на которой был основан. Завод находился примерно в 50 верстах западнее Перми, на месте современного села Григорьеское. Первую плавку Сюзьвенский чугунолитейный завод дал в августе 1789 года.

В 1789 году новым владельцем завода становится Григорий Александрович Строганов. Он добивается постройки второй домны, а также организовал железоделательное производство. Главная проблема завода заключалась в снабжении железной рудой. Она добывалась на Баранчинских рудниках, находящихся в 300 верстах от завода. Для доставки руды на Каме была организована Усть-Сюзьвенская пристань, от которой ее доставляли гужевым транспортом за 30 верст.

Производительность завода была нестабильной. Из-за проблем со снабжением, в конце XVIII она колебалась на отметке от 30 до 100 тысяч пудов в год. Также, на заводе выделывали 8-12 тысяч пудов железа. Часть выплавленного чугуна отправляли на Елизавето-Нердвинский завод (западнее 50 верст) и Нытвенский завод для последующей обработки. Численность Сюзьвенского завода составляла примерно 400 человек, еще 1500 крестьян занимались снабжением завода.

В 1804 году завод был сдан в аренду московскому предпринимателю Андрею Андреевичу Кнауфу. Новый владелец попытался извлечь максимальную прибыль от предприятия. В 1819 году, из-за сильного износа оборудования,  было закрыто чугунолитейное производство. А спустя 4 года, в 1823 году, закрылось железоделательное. Так закончилась история Сюзьвенского завода, который проработал почти 30 лет. Сегодня о нем напоминает небольшой пруд в селе Григорьевское.

Пример Сюзьвенского завода

Сюзьвенский завод стал примером нерационального использования крепостного труда. Он мог функционировать только в условиях неэффективной экономики. Так, завод расположился в достаточно большом удалении от главной горнозаводской артерии Чусовая-Кама. Данный недостаток был нивелирован трудом крепостных крестьян. Вторая ошибка – это передача завода в руки арендатора. Главная заинтересованность владельца была отбить вложенные деньги, а не обеспечить нормальное функционирование предприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *