Чусовской металлургический завод фото XX века

Чусовской металлургический завод – сталь Пермской земли

Строительство Чусовского металлургического завода начинается в 1879 году, на средства Франко-Русского уральского общества. Завод был первым горнозаводским предприятием, построенным на средства иностранного капитала. Главным учредителем завода выступили Сергей Михайлович Голицын, который получил 75 % процентов акций общества. За это, Голицын передал уральские заводы (в том числе и Чусовской), и другие активы в аренду Франко-Русскому обществу на 36 лет.

Для строительства завода было выбрано место у станции Чусовская, на месте слияния Уральской Горнозаводской железной дороги и Луньевской ветки. С Луньевской ветки обеспечивался кратчайший путь поставки сырья для выплавки металла, а с горнозаводской дороги производился удобный вывоз готовой продукции. Кроме того, это был первый уральский завод, который отказался от водной энергии и использовал паровую тягу.

Станция Чусовская старое фото
Станция Чусовская при металлургическом заводе. Фотография конца XIX века.

В 1881 году Чусовской металлургический завод дает первую продукцию. На заводе выпущено свыше 65 тысяч пудов чугуна, который был отправлен на Нытвенский железоделательный завод. На следующий год строительство завода было приостановлено из-за финансовых проблем. В 1883 году из-за мирового кризиса банкротится Франко-Русское уральское общество, и завод переходит к его приемнику – Камское акционерное общество.

В 1892 году на Чусовском заводе вводят в эксплуатацию первую мартеновскую печь. Это позволило выплавлять на производстве высококачественную сталь. В 1896 и 1898 пускают еще 2 мартеновские печи. Завод становится крупнейшим производителем стали на Урале. В 1894 году происходит пуск первой доменной печи, а в 1899 – второй. Благодаря этому завод стал выпускать чугун как для собственных нужд, так и для других заводов. Кроме того, чугун поставляли с близлежащего Пашийского завода.

В двадцатом веке

Кризис 1900-1903 годов не сильно повлиял на работу завода. Снижение цен на чугун позволили сконцентрироваться на выпуске стали и железоделательном производстве. В 1913 году на заводе выпускалось свыше 3 милионов пудов стали, 3 миллиона пуда изделий из железа и свыше 1 миллиона пудов чугуна. В годы Первой мировой войны завод выпускал продукцию для фронта, а также мирную продукцию. Большим испытанием для завода стала начавшаяся Гражданская война.

В конце 1918 года Чусовской завод остановил свою работу. При отступлении колчаковцев часть предприятия была разрушена, а часть демонтирована. Восстановительные работы длились несколько лет, на довоенный выпуск завод вышел только к концам 20-х годов. В 1927-1928 годах началась капитальная реконструкция, которая позволила увеличить производительность завода на 25-30 %. В 1930-1931 продолжилось развитие производства, что позволило ввести в строй домну № 3.

Чусовской металлургический завод фото XX века
Чусовской металлургический завод в 20-е годы XX века.

В начале 30-х годов на заводе работало свыше 3000 человек, что делало его крупнейшим металлургическим комплексом на Урале.  В 1935 году началось строительство феррованадиевого цеха, и спустя год он дал первую продукцию. Это было первое промышленное производство феррованадия на территории СССР. Для страны оно имело стратегическое значение.

Бронепоезд на Чусовском заводе
Бронепоезд “Щорс”, выпущенный на Чусовском заводе в 1942 году.

В годы Великой Отечественной войны на Чусовском заводе разворачивается производство брони. Также, на заводе разворачиваются эвакуированные из западной части СССР производства. В короткий срок, за 6 месяцев, строится новая, 4 доменная печь. Ее пуск произошел в январе 1943 года. За годы войны Чусовской металлургический завод смог увеличить выпуск чугуна в 3 раза, производство стали увеличилось в 2,5 раза. Это было крупнейшее металлургическое предприятие Молотовской области в годы ВОВ.

Чусовской завод после войны

В 1945-1945 годах на Чусовском заводе запускают 3 новых мартеновских печи. Также, завершилось строительство дуплекс-цеха. Производительность завода, по сравнению с военным временем, возросла на 60-70 %. В начале 60-х годов проходит новый этап модернизации. На Чусовском заводе осваивают выплавку ванадиевого чугуна, а в 1964 сдан в эксплуатацию новый феррованадиевый цех. Это сделало завод одним из самых передовых металлургических предприятий Урала.

В 70-е годы происходит полный перевод печей на природный газ. Это позволило существенно снизить воздействие на экологию и увеличить производительность. Завод открывает рессорный цех, который дал первую продукцию в 1973 году. Рессоры Чусовского завода устанавливаются на автомобили ЗиЛ, ГАЗ, а также автобусы ЛИАЗ и ЛАЗ. Большой вклад завода в освоении космического пространства – чусовской ванадий используют в космической промышленности.

С 1989 года Чусовской металлургический завод становится акционерным обществом. В 90-е годы, несмотря на трудное время, завод смог продолжить развитие производства. В начале XXI века основным акционером завода становится Объединенная металлургическая компания. Для Чусовского завода был разработан план развертывания масштабного трубопрокатного производства, который не был реализован из-за изменения конъюнктуры рынка. Сегодня завод работает не на полную мощность, его судьба во многом зависит от грамотного руководство и благоприятных условий на рынке металла.

1 thought on “Чусовской металлургический завод”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *