Пашийский завод и металлургически-цементное производство
Строительство Архангело-Пашийского железоделательного и чугунолитейного завода начинается в 1785 году. Свое название получил от слова «Архангел», которые считается высшим чином ангелов и речки Пашии, при которой строился завод. Владельцем нового предприятия была Анна Александровна Голицына (Строганова). Пашийский завод входил в систему предприятий Строгановых на Урале. Первую плавку чугуна завод дает в конце 1786 года, а в 1788 году строится вторая доменная печь.
Архангело-Пашийский чугунолитейный завод стал крупнейшим предприятием не только на Западном Урале, но и всей Пермской губернии. В конце XVIII века, объем выплавки чугуна колебался в пределах 200-250 тысяч пудов. Также, на заводе выделывалось около 20 тысяч пудов железа. Заготовки с завода поставлялись на Нытвенский железоделательный завод: сначало по реке Вижай, далее по Усьве, Чусовой и Каме. От Камы до Нытвы чугун доставлялся гужевым транспортом.
В 1818 на Архангело-Пашийском заводе строится самая крупная домна на Западном Урале. Ее высота составила 24 аршина или чуть более 17 метров. Однако из-за ограниченности сырья завод не смог нарастить объемы выплавки: средняя производительность завода осталась на отметке 200-220 тысяч пудов. Отметку в 300 тысяч завод смог преодолеть перед отменой крепостного права, в 1861году. Однако уже на следующий год производительность снизилась на треть и составляла около 210 тысяч пудов чугуна.
В конце 60-х годов XIX века Архангело-Пашийский завод смог возобновить рост производства. В 1876 году закрыли железоделательное производство, и завод стал чугунолитейным. В 1879 году Сергей Михайлович Голицын передал завод в аренду Франко-Русскому Уральскому обществу. Чуть позже, в 1883 завод в Пашии начал поставлять свою продукцию в недавно открывшийся Чусовской металлургический завод.
В 1889 году Пашийский завод соединили узкоколейной дорогой с Уральской Горнозаводской железной дорогой, протяженность которой составила 8 верст. Станция носила название «Пашия», спустя полвека на ее месте появится город Горнозаводск. Благодаря проведению железной дороги и проведенной модернизации на производстве, в 1900 году Пашийский завод смог выплавить 1,6 миллиона пудов чугуна. С наступлением кризиса 1900-1903 годов производство пошло на спад.

Новый экономический подъем в начале XX века помог снова нарастить обороты. В 1911 году завод дал почти 2200 тысяч пудов продукции. Но с началом первой мировой войны производства чугуна на Архангело-Пашийском заводе пошло на спад. Завод перешел на выпуск военной продукции. В 1918 году проходит национализация предприятия и теперь он назывался «Пашийский металургический завод».
Под флагом страны Советов
В 1920-е годы Пашийский завод переживал нелегкие времена. Месторождения железной руды были выработаны, поэтому в 1924 году завод был законсервирован. Вновь начал свою работу в 1926 году, сырье доставляли из Челябинской и Свердловской области.В годы первой пятилетки на заводе проходит реконструкция оборудования, благодаря чему освоили выпуск высококачественного чугуна.
В годы второй пятилетки на заводе освоен выпуск быстросхватывающего цемента, после чего он стал называться «цементно-металлургический». В конце 30-х годов XX века было налажено производство медистого чугуна, который применялся в машиностроение как заменитель цветных металлов. В годы Великой Отечественной войны Пашийский завод выпускают глиноземистый цемент, необходимый для нужд военной промышленности.
В 1948 году на Пашийском заводе вводится в строй литейный цех. С этого времени он стал называться «металлургически-цементным заводом». Другое знаковое событие произошло в 1961 году, когда вместо узкоколейки к заводу была проложена железная дорога со стандартным размером колеи. Сегодня это Пашийский металлургически-цементный завод, который выпускает глиноземистый цемент, промышленные чугунные утяжелители и различные дробильные элементы для промышленности.