Пермское княжество — восточная окраина русских земель
Пермское княжество – государственное образование на севере современного Пермского края, одно из многочисленных буферных государств на окраине Великого княжества Московского. Другое название – Великопермское княжество (от названия области Пермь Великая). Столица находилась в городе Чердынь, который впервые упоминается именно в связи с созданием княжества. Создание Пермского княжества – ключевой момент в начальной колонизации Урала, задавший вектор развития этих земель на следующее столетие. Создание княжества заложило возможность для дальнейшей колонизации региона русскими и его перехода во владение Московского государства. Все дальнейшее развитие Москвы и Российского государства на восток стало возможным именно благодаря наличию на Урале русского фортпоста – Великопермского княжества.
История Пермского княжества
Люди поселились на территории современного Пермского края более десяти тысяч лет назад. Первая археологическая культура, которая датируется учеными на территории края – это ананьинская культура. Помимо ананьинской, на территории края отмечены следы неволинской, харинской и гляденовской культуры. Свой пик пермский зверинный стиль достигает во время ломоватовской культуры, когда на территории современного Пермского края начинает формироваться новое культурное пространство. Во время ломоватовской культуры были сформированы основные черты народа, которые в дальнейшем назовут себя пермяками.
Родановская культура (XI-XV века), которая пришла на смену ломоватовской, стала последней самостоятельной культурой древних пермяков (или как они называли себя — йосу). Родановская культура во многом связана с культурами соседних народов, в первую очередь русской. Это объясняется проникновением на территорию края в XI-XII веках новгородских людей, которые ведут с родановцами активную торговую деятельность. Постепенно, на территорию севера Пермского края начали проникать все больше людей из русских княжеств.
Главными причинами, по которым русских привлекало северное Прикамье, можно назвать относительно спокойную жизнь, богатые пушниной леса и много свободных земель. Начиная с XIV века происходит активная колонизация восточных земель, и в 1383 году происходит создание Пермской епархии, с которой начинается активная миссионерская деятельность на востоке Русского государства. Создание епархии говорит о том большом значении, которое русские князья отдавали далеким Пермским землям.
История Пермского княжества начинается в 1451 году (согласно Вычегодско-Вымской летописи), когда Великий Князь московский Василий Темный назначает на княжение в Пермь Великую Чердынь сына Вереинского князя Михаила Ермолича. В этой летописи впервые упоминается город Чердынь, который становится столицей княжества. Как мы можем увидеть, назначение русского князя на Пермские земли не могло произойти просто так. Московское государство, исчерпав лимит развития земель на запад, юг и север, обращает свои взоры на восток. Безусловно, что процесс назначения князя, подчиняющегося Москве, не мог произойти без лояльного отношения местного населения к Московскому государству.
Возникновение Пермского княжества существенно меняет баланс сил в Уральском регионе. Появление нового государства угрожает Казанскому ханству (теперь русские могли ударить с запада и севера), а также создает угрозу вогульским племенам, которые считали склоны западного Урала своими коренными землями. Территория княжества становится ареной многочисленных битв, которые происходят практически на протяжении всего времени. Как мы можем увидеть, Казань и вогулы не зря боялись возникновения прорусского Пермского княжества. К концу XVI века все земли вогулов и казанских татар вошли в состав Русского государства.
Отряды Пермского княжества вместе с вятскими воинами в 1467 году предпринимают поход в земли вогулов, пленив их князя Асыку. Асыка был доставлен в Вятку, после чего был отпущен. В 1471 году отряд брата московского князя Ивана III – Юрия Васильевича, предпринимает поход на Казань, однако он не дождался помощи от Пермского князя. В наказание за ослушание в 1472 году Москва организует поход против Пермского княжества. Столица княжества была сдана без боя, после чего Михаил Великопермский был доставлен в Москву, где вновь присягнул на верность Ивану III.
Пермский княз Михаил погибает в бою с отрядом вогульского князя Асыки в 1481 году. Его приемником становится сын Матвей Михайлович, который был вторым пермским князем. Отряды Пермского князя принимают участие в большом походе 1483 года на Сибирь, когда в плен был взят князь Югры Молдан. Однако в дальнейшем, отряды Перми Великой фактически не участвуют в действиях Московского князя. Взошедший на престол в 1505 году новый великий князь Василий III меняет Матвея Великопермского на князя Василия Ковра. Князь Василий Ковер правит на основе уставной царской грамоты, которая дается на княжении в наместничестве. Это фактически означало конец Пермского княжества как автономии, и переход под непосредственное подчинение Московскому государству.
Пермское княжество – одно из многочисленных княжеств Европейской части России, просуществовавших чуть более полувека. Ее образование было связано с желанием московского князя присоединить к Москве богатый край, имеющий стратегическое положение. Недолгая история Пермского княжества изобилует многочисленными походами, битвами и осадами. Это говорит о его важности в далеком XV веке. В конечном итоге, ликвидировав Пермское княжество, московский князь присоединил к себе богатые земли, которые в дальнейшем позволили начать движение в Сибирь и Дальний Восток – составные части современной России.
Экономика Пермского княжества
Экономика Пермского княжества базировалась на добыче мехов и пушнины. Мех – один из главных объектов торговли в Средние века, неудивительно, что земли Прикамья привлекали свое внимание более сильных соседей. Что самое главное – в Великопермском княжестве было много искусных охотников, которые могли добывать пушнину. Дань новгородцам (до начала 70-х годов XV века) и Москве выплачивалась в основном мехом. Пермское княжество поставляло мех и своему южному соседу – Казанскому ханству, в котором обменивало пушнину на различные бытовые предметы и скот.
Второй стратегический ресурс, которым обладало Пермское княжество – соль. Добыча соли в Прикамье началась еще в I тысячилетии, однако объемы добычи были крайне малы. В средние века соль ценилась очень высоко из-за сложности ее добычи. Соль могли позволить себе только состоятельные слои населения. Однако объемы добычи соли на Каме были невелики и по своей значимости уступали пушнине. Золотой век соли начнется только в конце XVI века.
Несмотря на то, что Пермское княжество стояло вдали от основных торговых, ее выгодное географическое положение не могло не привлекать Московское государство. Через Пермь Великую шел кратчайший торговый путь в Сибирь, что имело большое значение для развития торговли на восток. Также торговые пути соединяли Пермь Великую с Хлыновым и Вычегодцким краем. Важное географическое положение позволяло княжеству контролировать основные торговые пути, проходящие через Урал и быть одним из ключевых игроков уральской торговли.
Культура Пермского княжества
Культура Пермского княжества формировалась на основе развивающейся на территории Прикамья до XV века родановской культуры. Ее уникальность и самобытность позволяет говорить о Пермском княжестве как об особенном территориальном образовании, оказавшее большое влияние на дальнейшее развитие культуры региона в целом. Пермяки, населявшие территорию Перми Великой, относились к финно-угорским народам, которые имели свои обычаи и мировоззрение. Основная часть населения была язычниками, которые верили в различных богов и духов. Из язычества народа сформировалось одно из главных культурных явлений древних пермяков– пермский зверинный стиль.
Звериный стиль был характерен для многих племен, населявших территорию Восточной Европы, Причерноморья, Кавказа, Урала и Сибири. Пермский звериный стиль отличает высокое качество исполнения и детальная проработка сюжетов. К моменту образования Пермского княжества изготовление изделий звериного стиля уже сошло на нет, однако мировоззрение пермяков существенно отличалось от мировоззрения русских, населявших Прикамье. Важной задачей для дальнейшего вхождения княжества в состав Московского государства становится христианизация Пермских земель. Первое крещение пермяков происходит епископом Питиримом в 1455 году. Однако Питирим не смог крестить все население княжества, и был убит во время набега хана Асыки.
Завершает крещение епископ Иона, который в 1462 году окончательно крестил население Пермского княжества и в этом же году основал Иоано-Богословский монастырь в городе Чердынь. Основание монастыря является одной из ключевых дат в переходе населения княжества в русло русского вектора развития. С этого времени Чердынь становится не только столицей княжества, но и самым восточным центром православия, который более ста лет был оплотом христианства на Урале. Несмотря на крещение Прикамья, в княжестве сохранялись уклад и обряды языческих племен. В дальнейшем это выльется в еще один прикамский культурный феномен – деревянную скульптуру.
В XV веке сформировался главный культурный памятник древних пермяков – сказ о Кудым Оше. Явления и события, которые описываются в этом произведении, можно отнести к XIV – первой половине XV века. Поездка Кудым Оша к вогулам и женитьба на мансийской принцессе Костэ являются ключевыми событиями сказа, свидетельствующими о тесной связи пермяков с вогулами до образования Пермского княжества. Повторяя сюжетные линии сказов других народом, сказание о Кудым Оше имеет характерный особенности, которые присущи предкам пермяков и знакомит нас с укладом из жизни в до княжеский период.