Пермский звериный стиль пряжка гляденовская культура

Пермский звериный стиль – высокое искусство из металла

Пермский звериный стиль – знаковое для Прикамья явление. Древние мастера смогли создать уникальные изделия из металла, которые вызывают восхищение и в наши дни. Чем же интересны эти многочисленные артефакты? Попробуем найти ответ на этот вопрос в нашей статье.

Что такое пермский звериный стиль

Изображения зверей из металла получили большое распространение практически на всей территории Евразии. Такие изделия также встречают на территории Южной и Северной Америки, Африки, Австралии. Повсеместное распространение изображений животных можно объяснить как стремлением человека быть частью окружающего мира, так и попыткой взаимодействия с ним.

Медведь в жертвенной позе из села Кын. Один из самых знаменитых артефактов пермского звериного стиля.

Принято считать, что пермский звериный стиль зародился в I тысячелетие до нашей эры, на территории нижнего течения реки Камы. Племена, населявшие эти земли, получили название ананьинцев, поэтому сама археологическая культура получила название ананьинской. К пермскому стилю относят следующие археологические культуры:

Для всех археологических стилей характерно наличие главной идеи звериного стиля – создание металлических изделий с изображением животного мира. Пожалуй, главной особенностью именно пермского стиля станет придание таким изображениям полусказочного полуфантастического мотива, отчего даже спустя тысячу лет специалисты спорят о природе и назначении предметов.

Почему этот стиль носит название «Пермский»? Именно на территории Прикамья в конце XIX-начале XX века в больших количествах находили металлические изделия с характерным исполнением. Это дело основание локализовать находки по территории Пермской губернии. Впоследствии, изделия пермского звериного стиля находили на обширной территории Урала, Сибири и средней полосы России.

История

Примерно 4000 тысячи лет назад на территории Прикамья возникают очаги металлургии. Первые изделия отливались из меди, чуть позже появились изделия из бронзы. Предпосылками для зарождения нового рода деятельности становится наличие медистого песчаника (широкая сырьевая база) и повсеместное распространение древесины.

Медведь в жертвенной позе изображение
Изображение медведя в жертвенной позе. Один из самых узнаваемых мотивов пермского звериного стиля. Датируется VII-VIII веком н.э.

Постепенное совершенствование технологий позволило освоить выплавку железа, при этом, качество таких изделий не уступало лучшим мировым образцам того времени. Центры металлургической промышленности (Месопотамия, Древний Египет, Финикия, Индия) того времени находились на достаточном удалении от Прикамья, поэтому трудно судить, как сюда попала технология обработки цветных, а затем и черных металлов.

коньковая подвеска звериный стиль
Коньковая подвеска. Свидетельствовала о взросшей роли земледелия и роли лошади в жизни древних пермяков.

С уверенностью можно сказать, что к VIII-VII веку до нашей эры искусство обработки металлов достигает такого уровня, что древние мастера могут не просто создавать примитивные орудия труда их железа. Они научились отливать высокохудожественные произведения искусство, заложив в их образ высокий смысл. Именно так, на базе огромного опыта и знаний возникает ананьинская культура.

Полая пронизка с изображением птицы звериный стиль
Полая пронизка с изображением птицы. Частый предмет в пермском зверином стиле. Ломоватовская культура VI-VIII век н.э.

По мнению ученых данная культура сформировалась на базе скифо-сибирского звериного стиля. Не до конца понятны мотивы, по которым жители с чертами древних скифов покинули Причерноморье и переселились на территорию современного Татарстана. Здесь они ассимилировались с местными обитателями и создали собственное племя.

Мотивы пермского звериного стиля

В ананьинской культуре главным мотивом было изображение птицы. Птица выступала как проводник в неведомый мир и образ человеческой души. Сложно сказать, во что верили жители того времени, однако благодаря металлическим изображением можно судить об их уровне развития и сделать предположение о мировоззрении. Часто, птица изображалась с чертами человека, поэтому эти изделия называют человекоптицы.

Мотив птицы в пермском зверином стиле. В центре находится человеческая личина. Возможно, это представление древних людей о душе, переселяющейся в птицу.

Мотив птицы характерен практически для всех культур пермского звериного стиля. Однако постепенно он эволюционировал от изображения космогонических персонажей, до вполне реального изображения лошади. Медведи, утки, лоси, соболя и куницы – все эти персонажи пермского звериного стиля поначалу наделялись сверхъестественным образом, впоследствии получали вполне узнаваемые черты.

Металлическая пластина с изображением сцены. Пермский звериный стиль, ломоватовская культура, VI-IX век н.э.

Приблизительно в 3 веке до нашей эры в районе современного города Пермь складывает гляденовская культура, образы который расшифровке поддаются с трудом. Это были не просто изображения медведя или утки, а целые комплексные сюжеты, в которых скрывался непонятный современнику мотив. Главными персонажами таких предметов принято называть человеколосями, однако кем они были на самом деле, остается только гадать.

изображение человеколося, гляденовская культура.
Один из вариантов изображения “Человеколося”. Гляденовская культура, I-III век н.э.

Особый интерес представляют собой металлические изделия с изображением сцен. В таких сценах, как правило, участвуют фантастические персонажи. О сюжете и природе таких предметов уже не первое столетие ведутся ожесточенные споры. Без знаний и мифологии и религиозных верований жителей того далекого времени трудно делать однозначные выводы об этих предметах, и как следствии – расшифровке пермского звериного стиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *