Пермь в авангарде – стиль конструктивизм на улицах города
Этот архитектурный стиль, ставший продолжением революции, является одним из символов новой эпохи. Конструктивизм – неотъемлемая часть авангарда, победоносно шагавшего по планете в 20-е годы XX века. Авангард – это общее направление в искусстве, которое стремилось создать новые образы. Так и конструктивизм, в рамках авангарда, создал новый облик нашей страны, и стал одной из визитных карточек той эпохи.
Что такое конструктивизм? Это не просто предельно ясные архитектурные формы, которые призваны обеспечить максимальную утилитарность зданий. Это – попытки построить новый мир, в котором главную роль играет функциональность и простота. В этом мире не было места всему плохому, что было в старом мире – сословий, социального неравенства и невежества. Новый мир должен был открыть дорогу в светлое будущее.
Неотъемлемой частью нового мира должны были стать новые дома. Эти дома были не похожи на те, что строили раньше. Достаточно простые по своей структуре, они должны были наглядно показать начало новой эпохи. Термин «конструктивизм» был предложен советскими архитекторами в 1920 году. Со второй половины 20-х годов конструктивизм начал свое победное шествие по просторам СССР.
Зарождение и развитие конструктивизма тесно переплетается с другими течениями в искусстве. В частности, футуризмом, кубизмом и супрематизмом. На стыке кубизма и футуризма творил художник Субботин-Пермяк, а поэт Василий Каменский был одним из видных деятелей футуризма. Как видим, в 20-е годы XX века в области искусства происходили глобальные изменения, неотъемлемой частью которых являлся город Пермь.
Конструктивизм на улицах Перми
Знакомясь с пермским конструктивизмом, необходимо провести небольшой экскурс в историю и географию Перми. Конструктивизм Перми и Мотовилихи необходимо рассматривать как единый процесс. Однако, в 20-30-х годы XX века Пермь и Мотовилиха (поселок Молотово), пережили несколько слияний и разделов. В 1926-1927 годах Мотовилиха была отдельным городом, с 1931 по 1938 год она снова отделилась – на этот раз уже как Молотово.
Главной особенностью пермского конструктивизма является точечная застройка и простые архитектурные решения. Из-за смены статуса (из губернской столицы Пермь превратилась в районный центр), город не имел значительных ресурсов на создание комплексных застроек и приглашения именитых архитекторов. В городе имеется незначительное число памятников в стиле конструктивизм, поэтому они требуют бережного внимания и отношения.
10 самых интересных памятников в стиле конструктивизм
Можно выделить лишь два места комплексной застройки города в стиле конструктивизм : рабочий поселок в Мотовилихе и поселок имени Сталина. Дома в таких комплексах, возведенные в начале 30-х годов, не имели каких либо отличительных особенностей и стали первыми ласточками комплексной застройки Перми. Их предельная простота конструкции была вызвана необходимостью скорейшей постройки здания.
Узел связи Камского пароходства
Пермский узел связи – одно из первых зданий в стиле конструктивизм в Перми. Оно было построено в начале 30-х годов и предназначалось для размещения узла связи камского пароходство. Форма здания обусловлена его назначением. Стройные ряды широких окон должны обеспечить максимальное удобство для работы и освещение помещений. Здание построено из железобетонных конструкций и создает впечатление единого монолита.
Суровый облик здания узла связи разбавляет помещение с лестничными пролетами. Это и есть тот самый конструктивизм, который простыми формами создает гармоничные решения. Несмотря на то, что здание не имеет каких либо декоративных элементов, оно органично вписывается в городскую среду. Узел связи – один из самых характерных представителей конструктивизма, который передает дух и атмосферу 20-30 годов XX века.
Дом чекистов
Так называемый «дом чекистов» — это целый комплекс, который строили в течении 30-х годов. Здесь должны были разместится поликлиника, магазин и бытовые отделы. Здание строилось в несколько этапов: сначала был готов корпус «А» (выходит на улицу Сибирская), затем «Б» — смотрит на педуниверситет, и наконец «В» — выходит на улицу Краснова. По своей форме здание напоминало букву «С», факт, породивший легенду о том, что это была первая буква комплекса зданий, который должны были образовывать слово «Сталин».
С архитектурной точки зрения «дом чекистов» интересен комбинированием формы здания. Семиэтажная часть дома специально построена с края, придает зданию монументальность и строгий вид. Благодаря широким окнам лестничного пролета в первом подъезде, связывается семиэтажная и пятиэтажная часть здания. Опять же – никаких архитектурных излишеств, но простые компоненты формируют уникальный и запоминающийся облик. Дом является одним из самых интересных жилых зданий города, с ним связано много городских легенд.
Дом Техники или техникум имени Славянова
Первоначально, здание предназначалось для размещения сотрудников НКВД, осуществляющих охрану Мотовилихинского завода. Однако, в ходе строительства, было решено разместить в здание учебное заведение, готовившее кадры для завода. Оно интересно не только своей историей и архитектурой, но и формой. Здание техникума представляет собой два параллельно стоящих крыла, которые связаны по перпендикуляру третьим. Из-за своей сложной формы, здание трудно поддается комплексному восприятию, при этом оно имеет достаточно сложный фасад.
Стройные ряды широких окон техникума создают иллюзию «легкости» здания. Здесь уже не используют широкие окна лестничных маршей чтобы связать всю конструкцию. Для этого построены угловые балконы, которые соединяют три крыла здания воедино. Нельзя не отметить закругленный пристрой с юго-западной части здания. Он не только придает ему плавность, но и логично завершает всю конструкцию.
Гостиница Центральная
Яркий представитель стиля конструктивизм в Пермь. Ее отличает предельная простота конструкции. Единственная характерная особенность здания, которая одновременно выделяет его среди всех прочих подобных сооружений – выходящий на угол фасад. Благодаря срезанному углу, зданию придается оригинальная форма и лаконичная строгость. Гостиница Центральная – знаковое место для Перми, здесь жили и творили такие известные личности как Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев и Вениамин Каверин.
Гостиница в Рабочем поселке
Гостиница должна была стать центральной гостиницей города Молотово. Она была построена в 1933-1934 годах. В здании гостиницы нашли отражение многие традиционные для конструктивизма приемы: выделение помещения лестничных маршей, широкие окна, а также соединения угла фасадов угловыми балконами.
В настоящее время это небольшой офисный центр, в котором расположились различные конторы.
Фабрика кухня
Здание фабрики-кухни известно многим пермякам под названием «Горный хрусталь». Главной характерной особенностью здания является выступающая полукруглая часть – апсида, которая придавала ему логичную завершенность. В различное время, в фабрике-кухне располагались учреждения питания, рестораны, заведение торговли. Среди всех мотовилихинских зданий в стиле конструктивизм, фабрика-кухня является одним из самых ярких его представителей.
Дом горсовета в Перми
Дома горсовета – это здания, построенные городским советом (органом муниципальной власти). В Перми находится сразу несколько домов горсовета. Первоначально, такое название носил «дом чекистов», однако после окончания строительства он получил свое привычное название. Первый дом горсовета (о чем сообщают буквы на фасаде) находится на пересечении улиц Большевистской (Екатерининской) и 25 Октября. Это был первый жилой пятиэтажный дом в Перми.
Построен в 1930 году. После войны к нему сделали четырехэтажный пристрой (4 и 5 подьезд). На доме находится мемориальная доска, посвященная Борису Назаровскому – видному пермскому краеведу, писателю и журналисту. Единственной архитектурной особенностью дома является полукруглый угол, который выделяет дом среди других сооружений квартала. Несмотря на отсутствие ярких конструктивных решений «Дом горсовета» является ценным памятником эпохи и показывает зарождение крупноэтажного строительства в Перми.
Дом горсовета в Мотовилихе
Второй дом горсовета находится в Мотовилихинском районе. Об этом сообщает табличка, находящаяся на центральной части фасада. Если ей верить, то это был первый дом горсовета в Перми. Он построен в 1928 году в месте, где разворачивалась масштабная застройка, призванная соединить Пермь и Мотовилиху. Данный дом не имеет каких либо ярких архитектурных решений, однако на его стиль намекают необычные окна лестничного проема.
Дом специалистов в Мотовилихе
Первый пятиэтажный жилой дом в Мотовилихе (города Молотово). Он был построен в 1935 году, по проекту немецкого архитектора Хеннеса Майера (школа Баухауз). В комплекс с домом входит придомовой сквер, вместе они создают единое жилое и рекреационное пространство. Главной архитектурной особенностью является чередующаяся этажность и широкие окна, призванные обеспечить естественную освещенность помещений.
Почтамп (Дом связи)
Здание было построено во второй половине 30-х годов, для размещения объектов связи и почты. Еще один яркий представитель конструктивизма. Структура здания представляет собой 2-ух этажное здание, на котором возведен меньший по размерам 3-ий этаж. Для связи двух разновеликих частей здания построено помещение лестничного марша. Завершает всю композицию монолитная входная группа, на втором этаже которой находится трибуна.
В этом здании, которое сейчас прочно ассоциируется с администрацией Мотовилихинского района, раньше размешался узел связи (стратегический объект!) и почта. Во время войны здесь находился эвакогоспиталь № 1933. Администрация же разместилась в здании узла связи только с 1974 года. Сегодня это одно из лучших по сохранности объект Перми в стиле конструктивизм, формирующие уникальный фонд памятников архитектуры Мотовилихинского района.
Конструктивизм как эпоха
В начале 30-х годов начался постепенный закат конструктивизма. Он был обусловлен новыми вызовами времени, в которых уже не было места для поиска новых идей. Теперь, все было сосредоточено на том, чтобы провести индустриализацию и построить новую промышленность. От конструктивизма отказались как от устаревшего и вульгарного направления. Чтож, новое время требовала новых героев.
Для Перми характерен запоздалый отказ от построек данного типа. Если в Москве, Ленинграде, Минске и Харькове конструктивизм сошел на нет к середине 30-х годов, то в Перми эпоха завершилась только к концу десятилетия. На смену простым и легким конструкциям пришел неоклассицизм, в котором соединилось архитектурное течение классицизм и применение новых технологий в строительстве.
Самой яркой постройкой, которое отразило переход от конструктивизма к неоклассицизму в Перми – здание речного вокзала. В нем, классические приемы конструктивизма – широкие окна, комбинация этажности и размеров, соседствует с характерными чертами классицизма – псевдоколоннами и сводами, а также узорчатым карнизом. Начавшаяся война остановила строительство новых зданий. Город сконцентрировался на постройке промышленных объектов для размещения эвакуированных предприятий.
Конструктивизм – не стремление максимально упростить архитектурные сооружения. Это была попытка бросить вызов старому порядку и построить новый мир. В конструктивизме воплотились самые популярные направления искусства того времени – футуризм, кубизм, кубофутуризм. Благодаря их активному влиянию на архитекторов появился новый архитектурный стиль, выражавшийся в гармоничном построении геометрических фигур.