Родановская культура — встреча с русским миром
Родановская культура завершает эпоху дописьменных археологических эпох Прикамья. Жители этой культуры взаимодействовали как с русскими княжествами (прежде всего, новгородцами), так и с Волжской Булгарией. Родановцы были непосредственными предками коми-пермяков. Эта эпоха завершается созданием Пермского княжества, историю которого можно отследить уже по письменным источникам.
Зарождение родановской культуры
Возникает в XI веке на базе более ранней, ломоватовской культуры. Свое название получила от Родановского городища, которое было исследовано в 30-е годы XX века. Благодаря полученным археологическим находкам стало возможно выделение еще одной археологической культуры. Причины возникновения родановской культуры не до конца понятны, считается, что её появление вызвано развитием технологий земледелия и металлургии.
Родановская культура прошла два этапа: лаврятский (X-XII в. н.э.) и рождественский (XII-XV в. н.э.). Благодаря развитию земледельческих технологий происходит существенный рост численности населения. Это сопровождалось общим ростом числа поселений и возникновением раннефеодальных отношений. Своего расцвета родановская культура достигла в XIII веке, когда происходит ослабление государства Булгар и русских княжеств, разорённых монгольским нашествием.
Распространение культуры
Поселения родановской культуры были распространены в среднем течении реки Камы, вплоть до впадения в неё реки Чусовой. Селища и городища строились не компактными группами (как в предыдущие эпохи), а практически на всей протяженности водной артерии. Также, существовали поселения на берегу реки Чусовой (в районе современного Чусового), Обвы и Колвы. К XV веку родановская культура занимала территорию в границах Пермского княжества.
Контроль за столь большой территорией требовал наличия собственной дружины. В это время формируется отдельный слой дружинников, для которых военное дело было профессиональным занятием. Дружинники, также, занимались охраной торговых путей, уходивших в несколько направлений:
- на юг (в Булгарию),
- на восток (к Вогулам)
- запад (к Новгородцам).
Жители древненго Прикамья покупали уже не уникальное сасанидское серебро, а вполне утилитарное оружие (мечи), сельхозинвентарь и т.д.
Характерные особенности родановской культуры
Металлические изделия родановской культуры отличает попытка поиска новых форм, но с сохранением старых сюжетов. Исчезают металлические пластины со сложными композициями. Им на смену приходят простые сюжеты, в которых мы видим не фантастических созданий, а реальных жителей прикамских лесов.
Основным животным металлических изделий становится лошадь, которая занимала ведущую роль в сельском хозяйстве культуры. Лошадь воспринималась не только как помощник в сельском хозяйстве, но и как боевой друг. Именно в это время большое распространение получили шумящие коньковые подвески. Также лошадь, изображалась для различных пронизок, как амулет.
Нельзя не отметить желания создать высокохудожественный образ лошади на металлических фигурках. Это было не просто придание формы, а попытка создать сакральный символ древних пермяков. Мастера значительно упростили само изображение лошади, но, в то же время, придали ему узоры и оригинальную композицию. Это позволило создать уникальный образ лошади, который стал «визитной карточкой» родановской культуры.
Еще одним популярным образом родановской культуры было изображение утки. Этот образ, известный еще в ананьинскую культуру, также получил свои характерные черты.Изображение утки в родановской культуре стало более лаконичным, но при этом, она стала больше похожа на «священную» птицу. Кроме того, к фигурке начали приделывать ушко для крепления. Пропадает мотив птицы с личиной, теперь утку изображали в центре с человеческой фигурой.
Артефакты родановской культуры
К числу наиболее интересных предметов родановской культуры можно назвать изображение утки, в котором угадывается легенда о сотворении мира. Утка изображается уже не с личиной, однако, не теряет своей магической притягательности. Теперь, в центре утки помещается изображение человека, благодаря чему можно предположить, что это изображение мифа коми-пермяков о верховном боге Ёне.
Другая группа артефактов представлена коньковыми привески. Такие подвески в больших количествах находят как на территории Пермского края, так и других регионов. В сравнении с шумящими привесками из других областей, эти привески отличает высокая техника исполнения и искусный орнамент. Данный факт свидетельствует о высоком уровне развития металлургии древнего Прикамья, по уровню развитию не уступавшей металлургии Руси и Булгарии.
Где познакомиться с родановской культурой
Предметы родановской культуры хранятся в музеях Прикамья и соседних регионах (республики Коми, Свердловской области). Одна из самых больших коллекций находится в пермском краеведческом музей, также, крупное собрание имеется в коми-пермяцком краеведческом музее. Кроме того, познакомиться с культурой можно на электронных веб-ресурсах.
Про пермский звериный стиль читать тут.