<

Родановская культура — встреча с русским миром

Родановская культура завершает эпоху дописьменных археологических эпох Прикамья. Жители этой культуры взаимодействовали как с русскими княжествами (прежде всего, новгородцами), так и с Волжской Булгарией. Родановцы были непосредственными предками коми-пермяков. Эта эпоха завершается созданием Пермского княжества, историю которого можно отследить уже по письменным источникам.

Зарождение родановской культуры

Возникает в XI веке на базе более ранней, ломоватовской культуры. Свое название получила от Родановского городища, которое было исследовано в 30-е годы XX века. Благодаря полученным археологическим находкам стало возможно выделение еще одной археологической культуры. Причины возникновения родановской культуры не до конца понятны, считается, что её появление вызвано развитием технологий земледелия и металлургии.

Родановская культура прошла два этапа: лаврятский (X-XII в. н.э.) и рождественский (XII-XV в. н.э.). Благодаря развитию земледельческих технологий  происходит существенный рост численности населения. Это сопровождалось общим ростом числа поселений и возникновением раннефеодальных отношений. Своего расцвета родановская культура достигла в XIII веке, когда происходит ослабление государства Булгар и русских княжеств, разорённых монгольским нашествием.

Распространение культуры

Поселения родановской культуры были распространены в среднем течении реки Камы, вплоть до впадения в неё реки Чусовой. Селища и городища строились не компактными группами (как в предыдущие эпохи), а практически на всей протяженности водной артерии. Также, существовали поселения на берегу реки Чусовой (в районе современного Чусового), Обвы и Колвы. К XV веку родановская культура занимала территорию в границах Пермского княжества.

Контроль за столь большой территорией требовал наличия собственной дружины. В это время формируется отдельный слой дружинников, для которых военное дело было профессиональным занятием. Дружинники, также, занимались охраной торговых путей, уходивших в несколько направлений:

  • на юг (в Булгарию),
  • на восток (к Вогулам)
  • запад (к Новгородцам).

Жители древненго Прикамья покупали уже не уникальное сасанидское серебро, а вполне утилитарное оружие (мечи), сельхозинвентарь и т.д.

Характерные особенности родановской культуры

Металлические изделия родановской культуры отличает попытка поиска новых форм, но с сохранением старых сюжетов. Исчезают металлические пластины со сложными композициями. Им на смену приходят простые сюжеты, в которых мы видим не фантастических созданий, а реальных жителей прикамских лесов.

Основным животным металлических изделий становится лошадь, которая занимала ведущую роль в сельском хозяйстве культуры. Лошадь воспринималась не только как помощник в сельском хозяйстве, но и как боевой друг. Именно в это время большое распространение получили шумящие коньковые подвески. Также лошадь, изображалась для различных пронизок, как амулет.

Родановская культура в Пермском музее.
Предметы родановской культуры из экспозиции пермского краеведческого музея.

Нельзя не отметить желания создать высокохудожественный образ лошади на металлических фигурках. Это было не просто придание формы, а попытка создать сакральный символ древних пермяков. Мастера значительно упростили само изображение лошади, но, в то же время, придали ему узоры и оригинальную композицию. Это позволило создать уникальный образ лошади, который стал «визитной карточкой» родановской культуры.

изображение лошади пермский звериный стиль
Изображение лошади в родановской культуре. Из книги «Пермский звериный стиль».

Еще одним популярным образом родановской культуры было изображение утки. Этот образ, известный еще в ананьинскую культуру, также получил свои характерные черты.Изображение утки в родановской культуре стало более лаконичным, но при этом, она стала больше похожа на «священную» птицу. Кроме того, к фигурке начали приделывать ушко для крепления. Пропадает мотив птицы с личиной, теперь утку изображали в центре с человеческой фигурой.

Артефакты родановской культуры

К числу наиболее интересных предметов родановской культуры можно назвать изображение утки, в котором угадывается легенда о сотворении мира. Утка изображается уже не с личиной, однако, не теряет своей магической притягательности. Теперь, в центре утки помещается изображение человека, благодаря чему можно предположить, что это изображение мифа коми-пермяков о верховном боге Ёне.

Птица в родановской культуре.
Изображение птицы в родановской культуре.

Другая группа артефактов представлена коньковыми привески. Такие подвески в больших количествах находят как на территории Пермского края, так и других регионов. В сравнении с шумящими привесками из других областей, эти привески отличает высокая техника исполнения и искусный орнамент. Данный факт свидетельствует о высоком уровне развития металлургии древнего Прикамья, по уровню развитию не уступавшей металлургии Руси и Булгарии.

Коньковая привеска, родановская культура.
Коньковая привеска, родановская культура.

Где познакомиться с родановской культурой

Предметы родановской культуры хранятся в музеях Прикамья и соседних регионах (республики Коми, Свердловской области). Одна из самых больших коллекций находится в пермском краеведческом музей, также, крупное собрание имеется в коми-пермяцком краеведческом музее. Кроме того, познакомиться с культурой можно на электронных веб-ресурсах.

Про пермский звериный стиль читать тут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *