Восточное серебро в Прикамье

Сокровища Востока – “закамское серебро” на территории Пермского края

Пермская земля хранит множество загадочных сокровищ. Среди разнообразных культур и эпох, оставивших след, самым интересным можно считать явления восточного серебра. Эти изделия были произведены на территории Сасанидской империи, Византии и государств Средней Азии в I тысячелетии нашей эры. Их появление в Прикамье было связано с торгово-экономическими связями между местным населением и их соседями.

Уникальность восточного серебра на территории Прикамья заключается в том, что это единственное место, где находят столь большое количество разнообразных серебряных изделий. Именно по пермским находкам можно судить о культуре, творчестве, ремесле и приданиях тех далеких эпох. Пермская земля сохранила для мирового искусства один из самых прекрасных по своему исполнению пласт серебряных изделий и познакомила с ним широкий круг людей.

восточное серебро в Прикамье
Серебряное блюдо с изображением богини Анахиты. Найдено на территории Пермского края. Фонд пермской художественной галереи.

В настоящее время принято считать, что восточное серебро поступало в Прикамье в 2 волны. Первая волна поступления восточного серебра начинается примерно в середине VII века и заканчивается в X веке. Вторая волна началась в конце X века и закончился в первой половине XIII века, с началом вторжения татаро-монгольских войск. На каждом этапе восточное серебро шло в Прикамье своим путем.

Пути поступления восточного серебра

Есть несколько версий о том, как восточное серебро поступало на территорию Прикамья. Наиболее распространенная говорит о том, что главным посредником между прикамскими племенами и восточными странами выступала Волжская Булгария. Если посмотреть на карту того времени, то данная версия не вызывает большого сомнения. Однако археология указывает на то, что таких путей было больше.

Второй регион, по которому серебро востока поступало в Прикамье, была Древняя Русь. На это указывают надписи владельцев на серебряных изделиях, выполненные славянским языком. Также, таким признаком может служить печать Рюриковичей (одна из них имеется в фондах пермского краеведческого музея), найденная вместе с кладом серебра. Данный путь действовал во вторую волну поступления восточного серебра на территорию Прикамья.

Византия и Сасаниды на карте
Карта Византии и империи Сасанидов.

Еще один возможный путь попадания восточных сокровищ в Прикамье – это дорога от Средней Азии через современный Казахстан и Башкирию. Об этом пути свидетельствуют археологические находки на территории современной Уфы и Башкирии. Основные находки на этом пути представлены предметами Турбаслинской культуры. Однако он может рассматриваться только как вспомогательный для поступления путь восточного серебра на территорию Прикамья.

Восточные изделия и монеты, через Волжскую Булгарию, Русь или Среднюю Азию поставлялась пермским племенам. Прямых контактов между Прикамьем и центрами изготовления серебра на было. За серебряные изделия пермяки платили шкурами лесных зверей. Весьма вероятно, что на обмен шли ценные породы меха – соболь, куница, ласка, которые представляли для купцов определенную ценность. Благодаря этим мехам пермяки получали столь желанное серебро.

Для чего пермякам требовалось серебро

Восточное серебро имело для населения Прикамья культовое и практическое значение. Характерные отверстия на серебряных чашах, указывают на то, что они использовались в культовых целях. Наиболее вероятным можно считать их подвешивание в священных местах. Такое подвешивание могло олицетворять солнце, спустившееся на землю. Серебряные чащи, также, связывают с легендой о небесном олене, для остановки которого в священном месте чаши (блюда) располагали в определенном порядке.

Серебряные ведерки могли использоваться для других обрядов, в которых требовалось разместить священный предмет (например, нож) в сосуде. Кроме них, в культовых обрядах могли использовать серебряные монеты (как часть одеяния шамана – пама), и различные серебряные сосуды – для распития каких либо священных напитков. Интересным является факт, что серебряная посуда не встречается в погребениях, а вот восточные монеты (Византийские, Сасанидские и другие) находят в погребениях различных прикамских культур. Такие монеты, видимо еще при жизни, бывшие амулетами покойного, оставались с ним и после смерти.

Прикамские мастера использовали ввозимое серебро для изготовления собственных серебряных изделий. Такими изделиями из серебра были шумящие подвески, привески и прочие ювелирные украшения. Отдельно стоит выделить серебряные погребальные маски, которыми покрывали знатных усопших. Эти маски, относимые к ломоватовской культуре, сегодня можно увидеть в пермском краеведческом музее.

погребальные маски баяновский могильник
Погребальные маски, найденные на территории Прикамья. Для изготовления использовалось восточное серебро.

Серебро, видимо, стало одним из факторов усилившегося социального расслоения. Если раньше, экономическая пермяков деятельность была направлена на обеспечение жизнедеятельности, то с появлением серебра появилась возможность накапливать богатства. Данный фактор создал условия для имущественного расслоения и переход к раннефеодальному обществу. Накопление материальных ценностей – еще одна причина, по которой пермяки меняли восточное серебро на мех ценных пород.

Надписи и картинки на серебре

Одним из самых интересных моментов знакомства с восточным серебром, является изучение надписей, расположенных на этих предметах. Эти надписи, выполненные жителями древнего Прикамья и Руси, отражают мировоззрение и религиозные ценности того времени. Одним из наиболее интересных для изучения предметов является блюдо, найденное в Чердынском районе Пермской области, в 1967 году.

На блюде изображена сцена охоты шахиншаха Сасанидов (либо родственника) на медведей. Спустя время, древний мастер из Прикамья изобразил на блюде сцены обряда и различные символы. Они соотносятся с изображениями, выполненные на изделиях пермского звериного стиля. На лицевой стороне чаши нанесены различные символы в виде шаманов, рыб и разнообразных знаков, которые могут указывать на принадлежность к определенному роду.

Блюдо со сценой охоты. На нем нанесено изображение шаманов.

На обороте блюда начерчена целая композиция. В ней представлено несколько шаманов (по коми-пермяцки “пам”, который мог быть как шаманом, так и князем) которые держат в руке закругленные предметы на подобие сабли. Разгадку этой сцене может дать описание обряда, который увидел видный ученый А.М. Кастрен у остяков (хантов). Данный обряд был посвящен завершению летнего цикла охоты.

изображение на чаше сасанидов графика
Схема рисунков пермяков на лицевой стороне блюда. Картинка из книги В. Лещенко “Серебро Закамское” 1974 год.

Шаман остяков, вооружившись саблей и копьем, дал всем присутствующим охотникам по аналогичному оружию и начал пляски около идола. Можно заметить, что на изображении сцены имеется попытка дать фигуру в динамике, поэтому версия о том, что на блюде запечатлено изображение древнего обряда, вполне имеет право на существование. Особый интерес в данной сцене заслуживает корона – она дает некоторое представление о внешнем виде людей, проводивших древние обряды.

Изображение пермских шаманов на блюде.
Изображение на оборотной стороне блюда. Графика из книги В.Лещенко “Серебро Закамское”.

В XIX веке, на территории Пермской губернии (у реки Иньвы) было найдено блюдо, которое было датировано периодом императора Ираклия I (правил в 610-641 годах). Это блюдо было изготовлено в 610-630 годах, о чем свидетельствуют характерное клеймо. Однако главный интерес представляет славянская надпись «Андреу», что говорит о том, что блюдо находилось на территории Древней Руси в X-XIII веках.

Еще одно блюдо, найденное уже в XX веке на территории Коми-Пермяцкого автономного округа (в бассейне реки Косы) имеет славянскую надпись «Евфим». Надпись нанесена на блюдо, относящееся к периоду византийского императора Анастаса I, и это самое старое по возрасту серебренное блюдо, найденное на территории Пермского региона. И первая, и вторая славянская надпись на серебряном блюде, наиболее вероятно, подпись их владельцев.

 Сасанидские блюда в составе восточного серебра

В Пермском крае найдены серебряные изделия, которые были изготовлены  на территории Византии, Сасанидской империи, Средней Азии. Пожалуй, наибольшую художественную и культурную ценность представляют изделия, созданные на территории Сасанидской империи. Эти предметы, по большей части блюда из серебра, менялись пермскими племенами с целью дальнейшего использования в культовых целях.

Так как такие блюдо зачастую были позолочены, то возможно, они олицетворяли верховное божество древних пермяков – бога Ёна. В Прикамье было найдено самое большое количество серебряных предметов, относящихся к эпохе Сасанидов. Эта империя существовала на территории современного Ближнего Востока, Кавказа и Средней и Средней Азии в 224 – 651 годах нашей эры. Расцвет империи происходит в IV-VI веках, это была крупнейшая государство своего времени.

В великих империях создают великолепные произведения искусства. В многочисленных серебряных изделиях империи Сасанидов прославляется доблесть шахиншахов, т.е. «царей царей». Это был титул правителей империи Сасанидов, который подчеркивал доминирующий характер данного государства. Среди наиболее прекрасных изделий Сасанидской империи, найденных на территории Прикамья, можно выделить несколько интересных предметов.

Блюдо со сценой боя шахиншаха Шапура III и леопарда. Шапур III правил в 383-388 годах н.э. На блюде, найденном в 1907 году возле Кудымкара, показан заключительный этап схватки. Шапур III вонзает клинок в горного леопарда. Восхищает детальная проработка изображения шахиншаха – он одет в красивый охотничий костюм. Шапура III венчает оригинальная сасанидская корона, которая была своя у каждого царя. По ней можно установить личность каждого из правителя.

Шапур III и его охота на зверя.

Сам сюжет битвы Шапура III с леопардом выбран совершенно неслучайно. В ней показана символическая борьба законного претендента на престол – Шапура, с захватившим престол Ардаширом II. В образе леопарда выведен образ хитрого врага, незаконно захватившего престол. Шапур выходит из этой схватки победителем, и возвращает себе трон. Таким образом, серебренное блюдо служило также для прославления доблести правителя, в правление которого оно было изготовлено.

Второе блюдо, которое заслуживает наше внимание – это уже упоминавшийся ранее предмет с изображением шаманов. На нем показана сцена охоты сасанидского шаха (либо его родственника) на медведей. Интересно, что сам сюжет показан в динамике, и можно буквально «прочитать» все повествование. Данное блюдо является не просто доказательством высокой культуры древнего мастера, но и по сути, демонстрирует лучшие образцы ювелирного искусства того времени.

Сасанидская часть восточных сокровищ интересна тем, что в них нашли отражение не только бытовые или культовые сцены. По ним можно получить некоторое представление об истории империи, которая существовала 1500 лет назад. Рухнув под тяжестью борьбы за солнце, Сасаниды оставили после себя поистине прекрасные произведения искусства. Сегодня с ними можно познакомиться в ряде отечественных и зарубежных музеев.

Византийское серебро

Находки Византийского серебра, сделанные на территории Пермского края, практически не представлены в научной и популярной литературе. Данный пласт искусства еще только ждет своего открытия. Однако даже по тем немногочисленным сведениям, имеющимся в распоряжении, можно понять об их высоком уровне. Познакомимся поближе с характерными особенностями изделий из Византии.

Серебряное искусство Византии базировалось на традициях мастеров Римской империи. Это можно понять, исходя из анализа сюжетов, представленных на серебряных изделиях, а также высоком художественном исполнении. Серебряные изделия Византии по своему качеству не уступают аналогичным предметов Сасанидов, однако у них имеются отличительные особенности. В первую очередь, это касается сюжетов.

Основу для сюжетов блюд из Византии составляли сцены из Старого Завета, а также мифы Эллады и Рима. Как схематичную, рассмотрим византийское блюдо, относящееся к 6-7 веку нашей эры. Предположительно, оно было изготовлено в столице империи – городе Константинополе. Ее вес (850 грамм) и размер (23,5 см) идентичны параметрам аналогичным сасанидским предметам. Различие заключается только в сюжете и некоторых особенностях.

Византийское блюдо из серебра 7 век
Византийское блюдо с изображением Одиссея и Аргуса.

На данном блюде представлена сцена с возвращением Одиссея из путешествия. Его встречает верная собака Аргус, которая много лет не видела своего хозяина. Данное произведение имело большую популярность в Древнем мире и сцены из него часто использовали в различных произведениях искусство. Однако сцена с собакой не характерна для произведений Древней Греции, она станет популярной только в Византии. Спустя 1000 лет, в эпоху Возрождения, изображения Одиссея и Аргуса не раз создадут итальянские художники.

Серебряные блюда Византии только ждут своего открытия. Великолепные сюжеты мифов Древнего мира, сцены из Старого Завета – все это откроет для широкого зрителя совершенно новый взгляд на мировое искусство. Серебряные изделия с сюжетами произведений, ставших фундаментом для развития человеческого гуманизма и высоких идеи, сохранила в своих объятиях  Пермская земля – PeraMa.

Серебро из Средней Азии

Третий пласт серебряных изделий, найденных на территории Пермского края, составляют произведения мастеров Средней Азии. Эти изделия, на которых изображены сцены как из античной, так и зороастрийской мифологий (официальной религии Сасанидов), являются ценным предметами домусульманской культуры. К ним можно отнести 3 чаши, находящиеся в музее Перми.

блюда из серебра, Согд.
Серебряные блюда из Согда. Средняя Азия, VII-VIII век н.э. Фонд Экспозиция пермского краеведческого музея.

Серебрянные чаши, происходящие из коллекции Теплоухова, были найдены на территории Кунгурского уезда. На двух из них изображена богиня Анахита, которая была одним из высших божеств в пантеоне зороастрийцев. Эти чаши были сделаны в городе Согд (территория современного Таджикистана), уже после падения империи Сасанидов. Анахита – богиня плодородия и воды, ей поклонялись для получения хорошего урожая.

Где находятся серебряные изделия, найденные в Прикамье

Основная масса изделий из серебра, найденных на территории Пермского края, находятся в фондах Эрмитажа. Там хранятся наиболее ценные произведения искусства. Например, блюдо с Шапуром III. Серебряные изделия не представлены в основной экспозиции музея, поэтому познакомиться с ними можно только в виртуальном пространстве. Однако есть музеи ,в которых серебряные предметы выставлены в основной экспозиции.

В Пермском краеведческом музее выставлены 3 серебряные чаши изготовленные в Согде. Они находятся в экспозиции, посвященной культуре Древнего Прикамья. Еще одно место в Пермском крае, где можно познакомиться с уникальными экспонатами – это Чердынский краеведческий музей. В экспозиции музея выставлено блюдо со сценой охоты шахиншаха на медведей. Позднее, пермские мастера нанесли на него свои изображения. Это один из самых интересных артефактов, найденных на Пермской земле.

Дом Мешкова Пермь.
Здание пермского краеведческого музея. В нем выставлены предметы восточного серебра.

Византийское серебро, найденное на территории Пермского края, также хранится в фондах Эрмитажа. К сожалению, пока не представлено детальное описание найденных предметов. Если Вы хотите ознакомиться с произведениями византийских мастеров (которые во многом похожи на пермские находки, т.к. сделаны в одно время), то можете воспользоваться виртуальной экскурсией по музею Метрополитен (ссылка).

Наследие Древнего Востока, в силу социально-экономических процессов оказавшееся на территории древнего Прикамья, дает ответ на многие загадки прошлого.  Стало возможным выдвинуть достоверные гипотезы о причинах появления серебряных блюд на Урале, понять социальные и культурные процессы, происходившие в регионе на протяжении VII-XIV веков. И что является одним из самых главных аспектов – восточное серебро помогает с высокой точностью датировать археологические памятники Перми у культуры, значительно упрощая процесс знакомства с теми далекими временами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *