Ломоватовская культура – расцвет прекрасной эпохи
Периодом наивысшего расцвета археологических культур Прикамья считается ломоватовская культура. Изделия из металла достигают высокого качества исполнения.Они несут в себе скрытый смысл неведомого мира. Соединив в высокохудожественном литье из металла мифических созданий и изображения обитателей леса, древние жители Прикамья создали уникальный пермский звериный стиль.
Ломоватовская культура осталась в веках не только благодаря уникальным изделиям из металла. В её поселениях, в больших количествах находят изделия из сасанидского серебра и серебряных монет. Породив большое количество загадок для будущих поколений, эта культура исчезла практически так же, как и зародилась. Сегодня о ней напоминают интересные археологические артефакты, хранящиеся в Эрмитаже, ГИМе и ряде местных музеев.
Зарождение ломоватовской культуры
Ломоватовская культура зародилась на территории современного Ильинского, Добрянского и Чусовского района. Чуть позже, она распространяется на северную территорию Прикамья. Сформировалась на базе Гляденовской культуры, а также, под влиянием великого переселения народов. Своего расцвета ломоватовская культура достигает в 7-8 веке н.э. когда заняла приблизительно всю территорию современного Прикамья выше Перми.
Свое название культура получила от речки Ломоватовка, где ученые впервые приступили к систематическому изучению археологических находок эпохи. В настоящее время причины возникновения ломоватовской культуры изучены не до конца. Наиболее вероятным является совпадение целого ряда факторов:
- Развитие технологий земледелия и металлообработки
- Вторжение варварских племен
- Миграция населения
Благодаря ним, в центральной части современного Пермского края начинает складываться племенной союз, который в XX веке назовут ломоватовской культурой.
Расселение жителей ломоватовской культуры
Ломоватовская культура была распространена по берегам крупных рек: Камы, Чусовой, Косы, Иньвы, Колвы. Поселения располагались компактными группами, и включали в себя несколько не укрепленных поселений (селищ), в центре которых находилось укрепленное городище. Между отдельными группами поселений (стоящих на расстоянии примерно 50 километров) находились незаселенные земли.
Эти земли использовались в качестве охотничьих. Однако постепенно охота уходит на второй план. Всё большее значение получает земледелие. Можно выделить несколько групп поселений:
- В районе современного города Кудымкар
- В районе поселка Ильинский
- В районе города Чусового
- В районе города Добрянка (Включая современные Пермь и Пермский район)
- В районе города Чердынь
- В районе села Коса (Косинский район)
Таким образом, в Прикамье находилось, как минимум 6 районов компактного проживания жителей ломоватовской культуры. Несомненно, они взаимодействовали между собой, а также, со своими соседями.
Артефакты культуры
Ломоватовская культура оставила после себя большое количество высокохудожественных произведений из металла. Можно выделить как простые изображение животных, так и сложные антропоморфные и зооморфные композиции. Все более возрастающая роль земледелия, и как следствие, развитие производительных и культурных сил, обусловило появление уникальных артефактов, которые знакомы даже далеким от археологии людям.
Пожалуй, одним из самых известных артефактов ломоватовской культуры можно назвать изображение медведя в жертвенной позе. Несмотря на то, что такие мотивы появились еще в Гляденовской культуре, в произведениях ломоватовских мастеров они получили особую изящность и завершенность. Самая известная пряжка была найдена на территории села Кын, и стала неофициальным символом Пермсокого края.
Отдельной группой стоит целый ряд металлических пластин с изображением женской фигуры. Данные пластины, выполненные в едином стиле, имеют общую смысловую композицию. Фигура женщины находится в центре, со всех сторон ее окружают различные персонажи. Такие пластины имеют особую важность при исследовании пермского звериного стиля, ввиду того что имеют целостность композиции.
Где познакомиться с ломоватовской культурой
Предметы ломоватовской культуры имеются в ряде федеральных и местных музеях. В частности, еще в 20 веке, сформировались коллекции в эрмитаже и государственном историческом музее. Одна из самых крупных коллекций находится в пермском краеведческом музее. Уже упомянутая пряжка с изображением медведя из села Кын хранится именно здесь. Большие коллекции собраны в Коми-пермяцком музее в Кудымкаре и краеведческом музее города Чердынь.
Для знакомства с этим интересным культурным явлением нелишним будет ознакомиться с печатными произведениями. В первую очередь, можно назвать книгу «Ломоватовская культура» Риммы Голдиной. Эта книга будет интересна не только ученым, но и лицам, интересующихся историей родного края и археологией. Другим актуальным изданием можно назвать книгу «Пермский звериный стиль» Любови Грибовой. В книге автор подробно описала сюжеты звериного стиля и представила свою версию дешифровки.