Картины Карла Брюллова — блеск русского искусства
Карл Павлович Брюллов – крупнейший живописец первой половины XIX века, оказавший большое влияние на развитие всей русской живописи. Картины Карла Брюллова, среди которых такие известные полотна как «Итальянский полдень», «Последний день Помпей», «Всадница», выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее. Брюллов создавал необычайно живые портреты и полотна. Его работы – вершина русского романтизма, господствующего в 20-40 годах XIX века. После него искусство возьмет курс на реализм, и на первый план выйдет живопись другого характера.
В пермской художественной галерее представлено сразу 4 работы Карла Брюллова. Каждая из работ представляет собой небольшой шедевр, которое достойно внимания зрителя. Собрание картинной галереи Перми – крупнейшее провинциальное собрание работ художника, большинство полотен которого выставлено в Москве и Петербурге. Среди работ художника:
- Диана, Эндимион и Сатир
- Голова Апостола
- Последний день Помпей (эскиз)
- Портрет великой княжны Ольги Николаевны
Работы охватывают большой этап творчества и показывают путь художника от триумфа «Последнего дня Помпей» до последней картины на Родине.
Одним из самых интересных произведений является эскиз картины «Последний день Помпей», сделанный Карлом Бролловым после посещения руин этого города в 1827 году. Вид фрагментов города произвел на художника большое впечатление, и он сразу решил воплотить увиденное на холсте. Данный эскиз – один из первых, в нем мы еще не видим солнечный луч, который является композиционным центром произведения. Однако по данному наброску уже вполне угадывается будущий шедевр русской живописи первой половины XIX.
Произведение «Диана, Эндимион и Сатир» написано по мотивам древнегреческих мифов. Диана, богиня охоты, каждый вечер превращалась в луну. Однажды она увидела красивого спящего юношу, в которого сразу влюбилась. Диана спустилась к нему и тихонько поцеловала. Юноша начал просыпаться, и Диана снова превратилась в луну. Так она начала каждую ночь навещать Эндимиона, целуя его во сне и после этого превращаясь в луну. Однажды, уходящую в небо луну увидел Сатир, известный своим разгульным нравом. Он выследил Диану, и когда она снова собиралась поцеловать Эндимиона, похитил ее.
По данной картине, уже после смерти Карла Брюллова, в 1855 году Афанасий Афанасьвич Фет написал стихотворение «Диана, Эндимион и Сатир». В нем Фет раскрывает сюжет картины и показывает мотивы героев. Само полотно было нарисовано в 1849 году и оно стало последним произведением Карла Брюллова, написанное им в России. Уже в апреле 1849 года, из-за резкого ухудшения здоровья, Брюллов выезжает на лечение в Европу, где и оставался до своей смерти в 1852 году.
Картина «Голова апостола» написана как эскиз для росписи строящегося Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Карл Брюллов работал над росписью собора с 1843 по 1849 год. Эти работы сильно подорвали здоровье художника, однако в это время им была создана поистине уникальная роспись. Прежде чем перенести на своды храма изображения, Брюллов тщательно прорисовывал их на картине. Один из таких эскизов, ставший основой для изображения апостола в своде центрального нефа собора, выставлен в картинной галерее. Выделяется глубокая прорисовка образа апостола, а также желание придать ему простые черты лица, уйдя от схематизма и каноничности церковной росписи.
Последнее произведение художника – это портрет великой княжны Ольги Николаевны Романовой, средней дочери императора Николая I. Это единственная акварель художника в коллекции галереи. На ней мы можем увидеть портрет красивой молодой девушки, мастерски написанный художником. Ранее картина висела в Эрмитаже, среди портретов царствующей фамилии. Брюллов был одним из лучших портретистов первой половины XIX века, и по портрету великой княжны можно судить о высоком мастерстве Карла Павловича.
Картины Карла Брюллова стали вершиной романтизма в русском искусстве. Благодаря своему таланту, художник создавал глубокие и выразительные произведения. Брюллов считается лучшим портретистом первой половины XIX века. В своих портретах он не просто пытается передать черты лица, но и наделить людей чертами характера и эмоциями. Работы Брюллова – неотъемлемая часть русского искусства, которые познакомят Вас с миром людей эпохи Пушкина и Лермонтова. Обязательно сходите в пермскую художественную галерею, чтобы прикоснуться к духу XIX века.