Картины Ивана Айвазовского — море, в котором я живу
Иван Константинович Айвазовский – признанный мастер морских пейзажей и один из самых известных отечественных художников. Картины Ивана Айвазовского стали эталонными для последующих поколений маринистов. Неизменный восторг вызывает стихия, которую изображал на своих полотнах художник. Непревзойденный мастер живописи, тонко чувствующий настроение морской стихии – Иван Константинович вошел в золотой фонд русского и мирового искусства. Большой удачей для Перми стало появление сразу нескольких работ Айвазовского.
В пермской художественной галерее храниться 3 произведения Айвазовского:
- Скалистый остров 1855 года
- Контрабандисты 1884 года
- Восход солнца у Алушты 1893 года.
Каждое произведение относится к отдельному периоду творчества Ивана Айвазовского, и объединены единой сюжетной линией. По представленным работам мы можем проследить за творческой эволюцией, но и творческих тенденций XIX века.
Самая первая работа Ивана Айвазовского – «Скалистый остров», относится к периоду творческого рассвета художника и всеобщего признания таланта. На картине изображена спасшаяся после кораблекрушения команда. Рядом проплывает греческий бриг, с которого наблюдают за людьми, спасающимися на острове. Композиционным центром полотна выступает остров, однако динамизм картине придают необычайно красивые облака. По ним можно судить, что буря уже позади, и команду скоро спасут. Картина носит характер аллегории – команду на острове можно считать Россией, которая увязла в Крымской войне, а отход бури – начинавшееся перемирие между воюющими сторонами.
Вторая работа Ивана Айвазовского в пермской картинной галерее – это полотно «Контрабандисты». На картине представлено 2 судна, одно из которых попало на скалы. В скалах изображены государственные чиновники, которые обнаружили контрабандистов. Видно, как команда судно срочно грузится на лодки и спасается на второе судно. Композиция картины достаточно неоднородна: просыпающаяся природа, спокойное море, монументальные скалы. И только люди создают видимость движения: севшее на камни судно, отплывающие в спешке лодки, спасающиеся контрабандисты и преследующие таможенники.
Третье полотно, «Восход солнца у Алушты», относится к последнему этапу творчества Айвазовского. На картине видно умиротворение и любование обыденными вещами. На этот раз центром композиции становится солнце. Оно освещает все предметы картины и придает им форму. Это во многом философское полотно отражает духовное состояние художника 75 – летнего художника. В нем можно увидеть некоторые детали импрессионизма – солнечный свет, наполняющий предметы объемом и попытку передать впечатление от одного момента. Так у художника получилось одно из лучших полотен 90-х годов XIX века, которое можно увидеть в пермской галерее.
Полотна Ивана Айвазовского являются одним из центров экспозиции «Русское искусство XIX века». В них мы можем увидеть виртуозную передачу цветовой гаммы, мастерское построение композиции и тонкую динамику картины. Произведения художника отражают развитие русского пейзажа во второй половине XIX века: от тонкой элегии в середине века до глубокого образа конца столетия. Полотна Айвазовского – одни из лучших морских пейзажей в мировой живописи, находясь в Перми, обязательно познакомьтесь с его картинами!