Классическая Пермь-стиль классицизм в архитектуре Перми
Первая половина XIX века – время, когда век Просвещения дал свои плоды. Технический прогресс развивается невиданными до этого темпами – появляются первые железные дороги и пароходы. Паровой двигатель начинает свое победоносное шествие по миру. В искусстве также происходит фундаментальный сдвиг. Отбросив тяжесть прошедших столетий, авторы создают новые, совершенно новые произведения. Тем интереснее посмотреть на архитектуру Перми в первой половине XIX века — стиль классицизм. Попытку удержать прошлое, которое рушилось под весом железа и угля.
Классицизм – одно из направлений в архитектуре, которое характеризуется обращением к традициям Древней Греции и Рима. Для него характерно строгое следование канонам и монументальность. Расцвет этого направления в Европе пришелся на XVII-XVIII века. Однако в Перми стиль классицизм расцвел позже. В этой поздней вспышке классического мы можем увидеть две грани города: талантливость жителей и все более нарастающее отставание от передовых технологий.
Стиль классицизм в Перми – это первая попытка создать неповторимый облик губернской столицы. В это время создаются знаковые для города здания: Спасо-Преображенский (кафедральный) собор, дом благородного собрания, ротонда в городском парке. Создание таких построек требовало от архитектора больших знаний в области не только архитектуры, но и практики строительства. Пермские постройки в стиле классицизм отличает не только монументальность, но и достаточно небольшие размеры. Все подчиняется практичности и суровой уральской погоде.
Классицизм имеет свой неповторимый почерк. Если пермские здания XVIII века в той или иной мере утратили свой первоначальный облик, то архитектурные формы классицизма мы можем видеть в том виде, котором их задумал архитектор. Тем ценнее для нас те немногочисленные постройки, которых сохранились до наших дней. Какой же смысл заложен в зданиях классицизма? Что они донесли до наших дней? Возможно, прочитав статью, Вы сможете лучше узнать Пермь.
Благородное собрание – уголок античности в Перми
Этот дом был построен архитектором Иваном Ивановичем Свиязевым в 1832-1837 годах для собрания дворян Пермской губернии. Единственный дом в Перми с подобной архитектурой. В основе дома благородного собрания находится традиционный для того времени одноэтажный каменный особняк (в подобном же стиле выполнены находящиеся рядом дом Дягилева и дом губернатора). Неповторимый вид дому благородного собрания придают две колоннады, выходящие на улицу Сибирскую и Луначарского.
Две отдельные колоннады – редкое архитектурное решение. Как правило, в это время, делали полукруглый угол (как дом Смышляева), который и соединял два фасада в единую композицию. Свиязев решил пойти другим путем. Сделав 2 ряда колонн, он придал зданию дополнительную монументальность и зрительно увеличил его в размерах. Дом благородного собрания стал одним из самых общественных зданий Перми, даже несмотря на свои средние размеры.
Дом благородного собрания хранит множество тайн Перми. Практически сразу после постройки, после пожара 1842 года, в нем разместилась мужская гимназия. Гимназия пробыла здесь 7 лет, после чего здание стало центральной концертной площадкой для благородной публики города. Здесь же, в 80-х годах XIX века выступал еще юный Сергей Дягилев. В начале XX века в здании благородного собрания размещается один из первых кинотеатров (синематограф). А в 1930 году на его сцене показан первый фильм со звуком в Перми. Сегодня в здание – культурный центр министерства внутренних дел, здесь же разместился небольшой музей об истории милиции.
Всехсвятская церковь – новая церковь на кладбище
Всехсвятская церковь один из самых незаметных храмов Перми, находится на Егошихинском кладбище. По своей архитектуре он сходен с другими аналогичными постройками того времени, но имеет ряд интересных особенностей. Центральная часть церкви имеет круглую форму, тем самым придавая ей плавность и легкость. К выступающей круглой части приделаны колоннады, которые завершают композицию, и придают монументальность.
Всехсвятская церковь была построена практически одновременно с домом благородного собрания, в 1832 – 1836 годах. Ее архитектор тоже Иван Свиязев. До этого, имя церкви Всех Святых носила первая деревянная церковь на Егошихинском кладбище, которая была построена еще в XVIII веке. После постройки церкви Всехсвятской стала новая каменная церковь, а старая стала Успенской. Так у храма появилось еще одно название – Новая церковь.
Ротонда – под сводами античности
Одно из самых интересных архитектурных сооружений Перми – это ротонда, находящаяся в парке Горького. Ротонда как архитектурное сооружении была популярна еще древней Греции и Риме. В те времена они строились на месте захоронений или посвящались богам. В времена возрождения вновь появился интерес к ротондам, но уже как вспомогательным сооружениям. Их было принято строить при храмах и монастырях. Постепенно ротонды перешли в светскую жизнь – их строят в парках, и для композиционной завершенности местности.
В России интерес к ротондам просыпается с рассветом классицизма. Однако лучшие образцы этих сооружений была созданы в XIX веке. Так, ротонда в городском парке, построенная архитектором Свиязевым в 1824 году, считается одним из лучших архитектурных сооружений на Урале. Ротонда в Перми имеет 10 колонн, они держат на себе массивный купол. Ротонда выполнена из лиственницы, и хорошо сохранилась до наших дней.
Сама постройка ротонды происходила в сжатые сроки и была приурочена к приезду императора Александра. Об этом на ротонде имеется табличка, которая говорит о том, что она открыта 24 сентября. А уже через неделю, 30 сентября, Александр I прибывает в Пермь. Пробыв в городе 4 дня, он уезжает на Запад. А в память о его приезде в город, уже почти 2 века стоит ротонда. Несмотря на то, что в городе сооружены другие ротонды, Ротонда в парке Горького является самой значимой для города.
Спасо-Преображенский собор — кафедральный храм города
Самый высокий храм Перми, Спасо-Преображенский собор задумывался как главная церковь Пермской епархии. Строительство кафедрального собора начинается в 1798 году и продолжалось более 30 лет. Собор – самый крупный памятник классицизма в Пермском крае, он имеет большое культурное и духовное значение для региона. Сейчас в здании размещается картинная галерея, на самом соборе проводят реставрационные работы.
Спасо-Преображенский собор самая значительная постройка в стиле классицизм. В нем нашли отражение многие компоненты. Самая главная из них – это портик с колоннадой на центральном фасаде колокольни, одновременно являющейся входом в храм. Другой характерный прием – многоярусная колокольня с псевдоколонадами на одном из ярусов. Такой прием, характерный при постройке крупных храмов в первой половине XIX века, придает собору еще большую монументальность. Венчает колокольня яркий конус с крестом, устремленным ввысь. Он зрительно увеличивает и без того большие размеры храма, делая его формы более резкими.
Интересна структура храма. Первоначально он состоял из нескольких частей, которые были соединены при реставрации в середине 50-х годов XIX века. Первоначально, в 1818 году, был закончен летний храм, к которому через 2 года пристроили зимний. С 1818 по 1832 год рядом с храмом сооружалась колокольня, которая первоначально задумывалась как отдельно стоящий объект. Позднее храм и колокольня были соединены в единый комплекс. В таком виде Спасо-Преображенский собор дошел до наших дней.
История Кафедрального собора не менее интересна. С 30-х годов здесь служили все пермские архиереи. В начале 20-х годов здание собора было реквизировано, здесь размещалась часть экспозиции краеведческого музея. В начале 30-х годов здание кафедрального собора приспосабливает под коллекцию пермской художественной галереи. Внутри собора возводятся внутристенные перекрытия, сооружаются залы, возводится второй и третий этаж. Коллекция пермской галереи размещается в здании по сей день, однако решается вопрос о ее переезде.
Дом подрядчика Крылова — традиции старообрядчества
Дом подрядчика Крылова – самый старый деревянный дом Перми, дошедший до наших дней. Он был построен в 1827 году Иваном Ивановичем Свиязевым. Дом – классический образец жилой постройки начала XIX века. Он не имеет каких либо значительных архитектурных украшений, его главное предназначение – удобство и функциональность. Этим он отличается от больших особняков пермяков, построенных в центрально части города.
Особняк Крылова, как и ротонда сооружен из лиственницы. Сам дом стоит на крепком каменном фундаменте, в котором находится цокольный этаж. В доме три комнаты, а также большая печь с колоннами. Отличительная черта дома – парадный вход находится во внутреннем дворе, что является характерным архитектурным решением для старообрядцев. Дом Крылова – памятник городского строительства начала XIX века, один из ценнейших архитектурных памятников Перми.