Колва

Колва
<

Река Колва — хранительница древних легенд

Колвинские берега – заброшенный край. Когда-то здесь кочевали дикие вогулы со стадами северных оленей – теперь их пастбища заброшены. В своё время прятались здесь староверы от притеснений официальной православной церкви – сейчас зарастают их заброшенные деревни. Даже исправительно-трудовые учреждения, прославившиеся лесоповалом, не выдержали – многие из них заброшены. Сегодня река Колва хранит множество тайн, скрытых временем.

Река Колва менее известна, чем Вишера, в которую она впадает, и менее доступна для туристов. В верховьях и среднем течении минимум инфраструктуры; зато в нижнем течении, от Ныроба до Чердыни, местные жители позаботились о разнообразии отдыха для гостей Северного Прикамья. Впрочем, многие приезжие предпочитают отдыхать «дикарём»: сплавы, джиппинг, рыбалка, фотографирование на камнях-скалах.

Краткая справка

Река Колва – четвёртая по длине река Пермского края, протекает полностью по территории Чердынского района. Можно посомневаться, Колва ли впадает в Вишеру или наоборот: длина Колвы 460 км, длина Вишеры 415 км. Бассейн реки 13,5 тыс. км2; расход воды 457 м3/с; перепад высот между истоком и устьем 213 м. Многие скалы по берегам имеют статус особо охраняемой природной территории.

Вогулы – древнейшие из дошедших до наших дней жители колвинского бассейна. Современное название – манси. Язык относится к финно-угорским, имеет много диалектов. Официально крещены в православии в XVIII в., но по сути оставались язычниками. В верховьях Колвы вогулы занимались оленеводством, в среднем течении – охотой и рыбалкой, в нижнем течении интересы пересекались с коми-пермяками и русскими. Поселения на севере Прикамья состояли из 1-2 семей, расстояния между которыми измерялось десятками километров. Традиционный уклад ведёт только одна семья приуральских манси – Бахтияровы.

Староверы отделились от основной православной церкви в XVII в. в связи с реформами Никона, имеют несколько согласий. Не язычники. В верховьях Колвы проживали представители поморского согласия. Во второй половине XIX в., после неудачной попытки привести старообрядцев к официальной религии, на Колве появилось много направлений: кто-то сохранял прежние традиции, кто-то придумывал свои, кто-то искал умные мысли по России. В итоге большинство остановилось на странничестве – это полный отказ от связей с государством, денег, документов и т.п.

Быт колвинских староверов во многом был похож на поморский с элементами вогульского; основные занятия – охота, рыболовство, животноводство, небольшие поля и огороды. Дома и утварь аналогичны существовавшим в XVI-XVII вв. Характерно северное узорное вязание с языческими мотивами. Песни, заговоры, речь похожи на поморские. Охотничьи и рыболовные обычаи сходны с вогульскими. Высокая грамотность крестьян.

С советских времён река река Колва ассоциируется с зонами и лесоповалом. Верховья и среднее течение реки обживались в рамках ГУЛАГа. Однако сейчас от былого размаха остались только колонии в Ныробе. Посёлки при бывших исправительно-трудовых учреждениях пока ещё оживляют берега Колвы, иначе населения здесь не было бы совсем. Зато у природы есть шансы восстановиться после массовых вырубок.

Река Колва Пермский край
Река Колва

От истока до устья Колвы

Колвинский камень. Часть Берёзовского хребта, высота 772 м над уровнем моря. Водораздел Камского и Печорского речных бассейнов; их граница видна с вершины камня. На северо-востоке возвышаются Тулымский и Молёбный камни, а чуть дальше – центральный Уральский хребет.

Родник реки Колвы находится на склоне, почти у подножия, на высоте 325 м над уровнем моря. Тот же хребет – Берёзовский – даёт начало Берёзовой, ещё одной живописной реке, популярной для сплавов. А в километре от колвинского ключа по другую сторону хребта начинается Лопья, приток Вишеры. Подобраться максимально близко к истокам можно по лесовозной дороге, но удовольствие это для экстремалов. А дальше пешком. Либо до Талова и по туристскому пешеходному маршруту, рассчитанному на 2-3 дня пути.

Вершины всех камней – безлесны, а вокруг них, как вокруг островов, море тайги, подёрнутое в хороший день синей дымкой. В некоторых местах есть причудливые останцы – священные места для вогулов. На вершине Берёзовского хребта было пастбище ижемских манси, однако время уже стёрло следы многих дорог-перегонов. Можно различить перегонные тропы в истоки Лозьвы (Свердловская область, бассейн Иртыша) и Уньи (республика Коми, бассейн Печоры). Забраться наверх можно либо пешком / на лыжах, либо на вертолёте.

Уйвож / Уйваж. Правый приток Колвы. Его истоки – в полукилометре от истоков Култаньей, относящейся к бассейну Уньи-Печоры. Вдоль Уйвожа были старообрядческие скиты, вероятно, была и тропа в Печорский бассейн. Староверы расселялись не по Берёзовой, или Вишерке, или Вишере, а именно вдоль Колвы и Уньи. Именно здесь, на Уйвоже, староверы спасались от конца света в 1912 г. – было построено около сотни избушек.

Наумовская рассоха. Правый приток Колвы, назван в честь одного из старообрядческих начётников-проповедников, устраивавших скиты в безлюдных местах. Река, уже несколько метров в ширину, петляет по довольно ровной возвышенности, оставляя старицы. Вокруг густые хвойные леса вплоть до вырубок, оставленных советским ИТЛ в 4-5 км от берега. Там же старые лесовозные дороги и святой источник местных жителей – родник речки Визья.

Костина. Левый приток Колвы, течёт с Берёзовского хребта. Назван в честь одного из самых популярных старообрядческих начётников-проповедников Кости Суслова, предлагавшего молиться солнцу и креститься печке. Вполне вероятно, что где-то на берегах этой речки побывал в конце XIX в. краевед Н.П. Белдыцкий, описавший быт староверов и насчитавший 15 скитов и обширную библиотеку.

Сурья. Левый приток Колвы. В её устье когда-то находилась одноимённая староверческая деревня; о её существовании напоминает и соседний ручей – Мельничный. В XX в. о ней ещё помнили жители Дия, но сейчас от домов ничего не осталось. После поворота Колва сбегает по склону, окружённая густым лесом. В реке водится хариус до 2 кг, впрочем, лучше рассчитывать на обычные 200-400 г.

Дий. Первая деревня от истока. Нежилая, но есть дома, используемые туристами и охотниками. Есть даже баня. Местные амбары отнесены к памятникам истории. Как и все остальные староверческие деревни, расположена на высоком берегу; улиц нет и не было, фасады домов развёрнуты к реке; небольшие огороды и обширные луга для выпаса. Постепенно деревня становится похожей на Сурью, т.е. полностью исчезает.

Углубившись в лес на противоположной стороне реки, когда-то можно было добраться до скита осинских скрытников, расположившихся на впадении Посавожа в Ямжач, приток Колвы (6-7 км). Оттуда экспедиция из Пушкинского дома в 1959 г. увезла в Москву 20 старопечатных книг XVII-XIX вв. Сейчас там ничего не осталось, даже лугов – жители скита не держали скот. Ведь для того, чтобы скрытники-странники могли существовать без денег-документов и прочей «бесовщины» нужны сочувствующие им в миру, помогающие едой и одеждой и не брезгующие деньгами-документами.

Река Колва уже достаточно широкая, но при этом быстрая. Ниже Дия течение слегка, по меркам Колвы, замедляется и по берегам старицы и болота. Автомобильная дорога для экстремалов, нужно переезжать вброд 3 раза через Колву и 1 раз через Ямжач. Берега лесистые, гор особо не видно, но скорость течения явственно о них напоминает. Поймать проще всего хариуса, но встречается и таймень. В старицах водятся щука и окунь.

Визья. Правый приток Колвы. Святая речка – так переводится название, – скорее всего, почиталась сперва среди вогулов, а затем и остальных местных охотников. Родник святой речки – на дальних вырубках таловского ИТЛ.

У каждой вогульской семьи были свои сакральные места, которые родственники старались держать в тайне. В наши дни известны в основном межродовые святыни на вершинах хребтов – созданные самой природой удивительные скалы-останцы. Семейные места почитания менее заметны: какое-нибудь необычное дерево или кустарник. Знаки, вырезанные на коре деревьев, могут быть как священными, так и «информационными» – сообщающими о том, что такой-то охотник поймал такое-то животное.

Няризь. Правый приток Колвы. В его среднем течении находился ИТЛ – исправительно-трудовой лагерь; назывался как Няризью, так и Таловым. Упразднён в 1990-е гг. На остатки можно посмотреть, добравшись из деревни Талово по старой лесовозной дороге. В паре километров от бараков – вырубки, не заросшие до сих пор.

Талово. Нежилая староверческая деревня, в которой так же, как и в Дие, есть более-менее сохранившиеся дома и бани. Пока не все из них разобрали на дрова. Поселение живописно: меж двух холмов бежит ручей Родник. Во многих деревушках, в том числе и Талове, растут примечательные кедры. С крутых берегов можно увидеть Тулымский хребет и Муравьиный камень.

Таловская переправа через Колву

Талово известно среди туристов благодаря тому, что многие маршруты начинаются в этих местах. Правда, на самом деле начало в нескольких километрах ниже старой деревни по течению у разрушенного автомобильного моста через Колву. Его опоры до сих пор видны. На хорошем внедорожнике рискуют и переезжают в брод возле опор. Дорога вела от Верхней Колвы в Няризь-Талово.

Река Колва довольно широкая, быстрая и неглубокая, хотя на перекатах уже сложно задеть лодкой дно. Вода в реке чистая и холодная: пить можно, купаться – на любителя. Сразу за бывшим мостом – водопад, который образует левый приток Колвы Селея. Река за водопадом пробивается через невысокие скалы, поросшие хвойным лесом. Ловятся, помимо хариуса, таймень и жерех.

Сусай. Нежилая староверческая деревня, хотя, говорят, что один рыбак ещё задержался в ней. В дореволюционное и советское время дорога шла из республики Коми по берегам ручьёв, и ещё в середине XX в. она использовалась для связи. Тогда и староверческие деревни ещё были заселены: в них жили мастерицы, вязавшие в технике северного узорного вязания и ткавшие на старинных станках «с кола», и мастера, вырезавшие столовую утварь и сплетавшие берестяные изделия.

Ниже Сусая Колва живописно и бодро спускается вдоль небольших скал, по берегам есть и кедровые боры. В нескольких местах попадаются луга – следы от староверческих деревень. Ловятся таймень, жерех, щука, окунь. До Сусая добраться на машине летом невозможно. Есть лесные тропы до Черепанова, по которым можно пройти пешком или на лыжах.

Нерья. Правый приток Колвы. За километр выше неё по течению – большой луг на пригорке с обжитой избой. Отсюда начинается ещё одна дорога на Унью – приток Печоры. Её первая половина до сих пор проходима, а вторую придётся искать и прорубать в печорской парме. Впрочем, говорят, что её осилили байкеры со стороны Коми. Также есть тропы до Сусая и, через брод, до Черепанова. До последнего пешком – 1,5-2 км, но река изгибается излучиной с болотами и старицами на 10 км, хотя и бежит весьма живо. В излучину впадает белая речка Сухотыль – такой цвет у неё от природы. В её верховьях – вырубки и лесовозные дороги от Петрецова.

Черепаново. Жилая староверческая деревня. В советское время действовал леспромхоз, развалившийся в 1990-е, и потихоньку деревня приходит в запустение. Электричества в ней нет. Сообщение с цивилизацией – по воде и зимник. Река Колва бежит между плёсами в обрамлении красивых лесных берегов и галечно-песочных пляжей. А за ними – сиротливые вырубки с обеих сторон; может, и к лучшему, что человек свернул здесь свою хозяйственную деятельность.

Черепановская переправа через Колву. Теперь это ещё один разрушенный мост с соседствующим бродом. Лесовозная дорога вела от зон Петрецова к вырубкам. Лес оставлен только на берегах, чуть подальше – сплошные вырубки. Колва – уже широкая и глубокая река с быстрым течением. По правому берегу – зимник до Тиминской и Нюзима.

Тиминская. Ещё одна жилая староверческая деревня, такая же, как Черепаново. Приводят в пример её застройку: дома выстроены в 3 ряда фасадом к реке – так принято на севере. После Тиминской течение замедляется и река образует несколько излучин. Зимник отходит от реки довольно далеко из-за оврагов.

Нюзим. Очередная жилая староверческая деревня. Раньше Нюзимов было три, сейчас остался только Нижний, остальные заросли травой. В селе был центр странничества в советское время благодаря Галине Андроновне, обустроившей в своей избе келью с иконостасом и проводившей староверческие обряды. Не-старообрядцы слагали о ней легенды, как о знахарке. Её келью ещё можно определить среди покосившихся избушек. Где-то должна быть доска, которую Галина Андроновна поставила в память о сёстрах-помощницах.

Сразу за Нюзимом Колва образует несколько излучин и стариц, а затем по прямой спускается к Тулпану. Берега красивы, но сразу за прибрежными скалами и лесами начинаются вырубки, более старые, чем выше по реке, а потому немного заросшие. Есть лесовозные дороги до Петрецова.

Тулпан. Умирающая староверческая деревня. До революции в ней была построенная старообрядцами единоверческая церковь. В советское время жители были связаны с лесоповалом и в ней располагалась метеорологическая станция. Сейчас всё печально. За старицами на левом берегу, возле Малой Меговой, стоит староверческая деревня Орловка; с Колвы её не видно. За Тулпаном начинается участок реки с большим количеством стариц; в них хорошо ловятся щука, окунь, жерех, елец, сорога.

Ольховка. С этого посёлка на правом берегу Колвы начиналась зона зон. Сейчас заключённых тут нет. Река становится спокойнее, берега пологие, зачастую луговые.

Петрецово. Сперва небольшая старая деревня (4 человека), а ниже Визесьинского болота – бывшая колония. Первый рабочий мост через реку (понтонный). Для туристов важен первый от верховьев Колвы магазин; раньше спиртного тут не продавали, ибо зона. До Петрецова относительно нормальная автомобильная дорога, но туристы по ней не ездят – до Талова и Дия она не идёт. Зато можно попасть в Нюзим, Тиминскую и Тулпан.

Русиново, Гадья. Русиново – небольшая деревушка, давшая название колониям. Гадья – староверческая деревня, раньше довольно крупная; самих селений было два: Большая и Малая Гадья. Колва течёт среди лугов, болот и стариц.

Верхняя Колва. Бывший центр местных зон, в самом посёлке ещё осталось 542 жителя. 3 магазина и автобус до Чердыни. В реке можно наловить окуней, щук, голавлей.

Ракшер. Нежилая деревня, в которой когда-то был паром, соединявший Верхнюю Колву и Корепино.

Корепка и Корепино. Люди здесь были ещё в III тыс. до н.э. До революции – большое староверческое село, в котором построили новообрядческую церковь, чтобы вернуть раскольников к официальной религии. Попытка была неудачной, но деревянная церковь, поставленная в середине XIX в., стоит на горе до сих пор, постепенно разрушаясь.

река Колва в Чердынском районе
Река Колва. Фотография Дарьи Чеботаревой.

Устье Берёзовой

Берёзовая – самый большой приток Колвы, начинающаяся недалеко от неё на Берёзовском хребте и текущая в том же направлении между Колвой и Вишерой. По величине обе реки практически одинаковы. На стрелке есть туристическая стоянка.

Берёзовая сильно отличается от Колвы по внешнему виду берегов: первая течёт среди величественных скал-камней, а вторая – в лучшем случае среди небольших утёсов, а перед впадением Берёзовой и вовсе выглядит как типичная равнинная река со множеством островов, стариц, излучин, болот. Разве что, в отличие от обычной равнинной реки, Колва очень быстрая.

Урцева, Малый и Большой Раскат, Большой и Малый Кикус. Старые деревни, часть из них уже нежилые. В Большом Кикусе старая деревянная церковь, скорее всего, староверческая, 15 м в длину и 3 м в ширину. Живописность деревням добавляют кедровые рощи. Магазинов нет.

Колва течёт по широкой долине, разливаясь на 100-120 м. Красивые повороты, а перед устьем Вишерки частично пересохшие большие старицы. Хорошо ловятся щука, окунь – если повезёт, то вытянут и на 5-7 кг. От устья Берёзовой до устья Вишерки оборудовано несколько туристских стоянок. На машине можно подъехать к Кикусам.

Устье Вишерки

Вишерка – второй по величине приток Колвы, в своё время сыгравший ключевую роль в истории Прикамья. Именно по Вишерке проходил водный путь с Печоры в Чердынь.

Само устье довольно неприметно: внимание отвлекает скала-боец, возле которой 100 м одной реки и 30 м другой сужаются до 60-80 м – почти в два раза. Раньше Вишерка впадала в Колву севернее, у ныне пересыхающей старицы. Есть шансы, что в обозримом будущем образуется ещё одна старица там, где перешеек между двумя участками Колвы сокращается до 150 м.

Возле устья Вишерки, на верху горы, деревня Богатырёво. Она стала спецпосёлком для раскулаченных. Сейчас в ней никто не живёт.

Вишерка течёт с севера на юг вдоль Полюдова кряжа, и её устье означает для Колвы резкую смену рельефа: от просторной долины, в которой река образует поток шириной около 100 м и неоднократно меняет своё русло, до узкого ущелья – меньше 80 м – между красивыми скалами. Конечно, это не Большой Каньон в Колорадо, но все береговые скалы впечатляют и внесены в список особо охраняемых природных территорий.

22 км от устья Вишерки до посёлка Вижаиха, на протяжении которого Колва пересекает Полюдов кряж, – самый изъезженный туристами участок. Здесь туристы как сплавляются, так и ездят на машинах/снегоходах/квадроциклах, а желающие ходят пешком. Готовых экскурсий и самостоятельных маршрутов много и можно подобрать по интересам: археология, фотографии, активный отдых, скалолазание и т.п.

Камень Боец. Колва прорывается сквозь Полюдов кряж, влетая в одну из скал под прямым углом и сужаясь в 1,5 раза. Боец – красивый камень, первый из череды, к которому регулярно ездят туристы по маршрутам выходного дня. По левому берегу можно дойти или доехать и сфотографировать прекрасный вид; безусловно, впечатляет сплав, по весенней воде он совсем не для слабонервных. На вершине камня одноимённый посёлок. На повороте в Колву впадает ещё одна Визья – святая речка. Доступ только по реке, но с другого берега можно полюбоваться и добравшись на машине.

Камень Орел с пещерой Релка. Варианты обоих названий – Орел, Орелка, Релка. Если Боец вырастает прямо из воды, то Орелка находится метрах в трёхстах от неё. На крутом склоне берега между рекой и камнем растут деревья и кусты; а сам камень становится видно, когда находишься ниже по течению. В Орелке две небольшие пещеры по 15 и 30 м, в которых расположены озёра, потому их называют ещё Озёрными. В известняках, из которых сложена скала, есть прослойки с мелкой живностью пермского периода. Орелка находится рядом с Бойцом, фактически одна скала, так что доступ тоже только по реке.

Камень Светик. Он же Подбобыкский из-за близости Бобыки. Маленькая скала всего 10 м высотой на левом берегу Колвы, рядом с дорогой от Ныроба через Подбобыку в Боец – это часть старого тракта на Печору. Помимо живописного вида, камень привлекает древним святилищем VIII-XI вв. (ломоватовская и родановская культуры, которые породили пермский звериный стиль; центром был район Редикора-Пянтега) и стоянкой бронзового века (II тыс. до н.э.). Коми-пермяцкое костище – одни из самых ранних археологических раскопок в Пермском крае (1895 г., С.И. Сергеев). Легко добраться на машине и есть возможность причалить на лодке.

Камень и речка Закаменка. 65-метровая скала среди леса и лужаек рядом с урочищем Цепия / Сепия. От деревни только луга и остались. В камне есть своя небольшая пещера. С Колвы скалистое обнажение не видно, хотя и расположено недалеко от реки. Закаменка впадает в Цепию, а Цепия – в Колву. Расположены на правом берегу Колвы, добраться можно только по реке.

Дивий камень с пещерой и водопадом. Самая известная колвинская скала, расположена на правом берегу ниже по течению урочища Цепии. Возвышается до 80 м над рекой на протяжении полукилометра. Известняки Дивьего так же, как и соседних прибрежных скал, относятся к пермскому геологическому периоду и прослоены остатками мелкой живности того времени.

Прекрасные виды на камень и с камня – суровая уральская природа, древние мшистые скалы, многочисленные источники у подножия, симпатичный трёхметровый водопад, древнее городище на вершине. Водопад образует ручей Алалай, вытекающий из 130-метровой пещеры. Главная достопримечательность – Дивья пещера, самая длинная на Урале. Она украшена причудливыми сталактитами, сталагмитами и другими кальцитовыми образованиями, пока пострадала от человеческой деятельности меньше, чем Кунгурская.

Добраться можно только по реке. Для туриста найти лодку или снегоход в Ныробе сейчас не так сложно. Официальная пристань – в Ветлане; ближайший пляж с подъездом для машин – в Подбобыке. На официальных экскурсиях расскажут местные легенды о Деве, жившей на камне.

Бобыкский камень. Это не прибрежная скала, а гора недалеко от Колвы, в основном поросшая на склонах лесом. Почти на вершине – деревня и луга. Также на верху есть скалистый выступ высотой около 20 м – он образцово-показательный для сакмарского яруса нижней перми. Самая высокая точка рядом с Ныробом находится здесь: гора возвышается над Колвой на 160 м.

Камень Колвинский Ветлан. Скалы на левом берегу; их верхняя точка выше реки на 100 м, непосредственно скалы высотой до 40 м. Между отвесным берегом и водой полоска земли, удобная для пикников и стоянок. Рядом организована пристань. Отличное место для поездки на выходной день; летом можно добраться на любой машине. Ехать из Ныроба 6-7 км.

Вижаиха. Посёлок, в котором заканчивается большинство сплавов. Создан в середине XX в. как лагерь для военнопленных и переселённых в годы войны. Многие остались здесь жить до сих пор. Изначально посёлок был в 5 км от берега – дорога туда есть. Летом действует паромная переправа, а зимой открывают зимник.

В районе Вижаихи для Колвы заканчивается Полюдов кряж и она окончательно становится равнинной рекой с болотистыми берегами, песчаными отмелями, прихотливыми старицами. Именно поэтому Ныроб находится не на берегу Колвы, а в некотором удалении от неё; в своё время русло было намного ближе к посёлку.

Колва. Небольшой посёлок на правом берегу реки. По прямой до Ныроба 4 км, но дороги нет – река и болота.

Люнва (Ныроб)

Небольшой левый приток Колвы примечателен тем, что протекает по окраинам Ныроба, а в его верховьях находятся Искорское городище и скала Узкая Улочка. Здесь заканчивается колвинская зона зон. Чуть ниже устья Люнвы деревня Булыга, после которой берега Колвы пустынны на многие километры. Русло реки петляет по болотистой низине, образуя узкие перешейки (минимальный по ширине уже, чем сама река). Немало пересыхающих и зарастающих стариц.

Бигичи. Старинная русская, а до этого коми-пермяцкая деревня, корни которой теряются в IX в. – ровесница Белозёрска, Смоленска, Праги. Колва в районе Бигичей добирается до Верхнекамской возвышенности, которая перенаправляет её с юго-запада на юг. Рядом с селом река разливается до 200 м – в хорошие годы она здесь судоходна. После Бигичей левый берег остаётся таким же низменным, а правый становится высоким и удобным для проживания, потому и заселён почти без перерывов между деревнями.

Камгорт и мост. Единственный нормальный автомобильный мост через Колву. Деревня похожа на Покчу.

Вильгорт и Цыдовка. Очередная версия Покчи, чуть большая по размерам, чем Камгорт. Стоит на речке Цыдовке, в среднем течении которой происходили драматические события времён заселения русскими Перми Великой.

Лобаниха и Лызовка. Мало примечательная деревушка в устье Лызовки. Место интересно тем, что с другой стороны речки, вероятно, находился первый известный по летописям русский городок в Перми Великой – Анфаловский.

Покча. Большое старинное село, с XV в. русское. До этого где-то здесь располагался коми-пермяцкий городок (родановская культура), но пока известно только селище, т.е. деревня, а городище, вероятно, было смыто рекой.

Крымкор. Очередная старинная деревушка с родановским городищем.

Чердынь. Самый лучший вид на город – с реки, ведь изначально он строился с учётом его восприятия именно при прибытии и отплытии по Колве.

Серёгово. Русская деревня XVII в.

Устье – впадение в Вишеру. Вишера – не менее интересная река. До устья Колвы лучше добираться по воде – по берегам ни дорог, ни троп нет. Река здесь судоходна даже для теплоходов.

Река Колва, отдых на реке.
Вид на Колву с Вятского холма

Рыбалка, этнотуризм и другие развлечения: зачем ехать на Колву

Рыбалка. Самое популярное развлечение в настоящее время. Хорошо ловятся окунь, щука, таймень, жерех, хариус. Впрочем, желающих порыбачить там уже столько, что рыбы стало меньше. Но пока ещё будет, о чём рассказать друзьям.

Сплавы. Не менее популярный вид отдыха на Колве. Основные маршруты: от Таловской переправы до Вижаихи (около 10 дней) на лодках, катамаранах и пр. – на чём угодно – и совмещённые с рыбалкой в верховьях с заброской на машинах и до Вишерки или Берёзовой с заброской на моторках.

Джиппинг. Или просто поездки «дикарями» по пересечённой местности. Старые торговые тракты и лесовозные дороги предоставляют прекрасную возможность испытать внедорожники в тайге. Из объектов-целей можно назвать Талово и Дий, Тулпан и Нюзим, Таловскую колонию, Печорский тракт.

Пешеходные маршруты: на Берёзовский хребет, включая Колвинский камень, часто совмещается со сплавом; а также Чердынь (от Искора) – Полюдов камень по ораловскому тракту. Там же ходят на лыжах. При желании и наличии опыта можно попытать счастья на переходах с Колвы на Унью.

На выходной день. Самый удобный вариант – посещение Ветлана и Дивьего камня. Если ехать на несколько дней из Перми, Екатеринбурга, Ижевска, то хорошо совмещать колвинские камни, компактно расположенные в районе Ныроба, и посещение Полюда у Красновишерска.

Этнотуризм. Староверческие деревни, несомненно, интересны для любителей русской истории – здесь она остановилась в XVI-XVII вв., слегка изменившись под влиянием леса, вогулов и времени. Есть шансы найти скиты с книгами того времени; дома и утварь, хоть и новее, выполнены так же, как тогда. Есть походы по вогульским местам, однако в реальности мало что сохранилось от этого народа – он был слишком малочисленным и неприметным на фоне природы.

Экскурсии. Чердынь, Покча, Ныроб, Искор – православие, Романовы, купцы, Пермь Великая, коми-пермяки и страна Вису, ГУЛАГ… Всё это – на берегах Колвы. Если повезёт с экскурсоводом, то впечатления останутся на всю жизнь.

Скалолазание. На Колве не так много скал, как на других реках Северного Урала, но они есть и некоторые расположены весьма удобно. Например, колвинский Ветлан – вполне комфортное и красивое место для любителей.