Чердынь

Вид на Чердынь с Вятского холма
<

Достопримечательности Чердыни — музеи, улочки, Колва и бесконечность

Достопримечательности Чердыни привлекают гостей со всей страны. Деревянный городок, затерянный среди бескрайних лесов: 1,5 тыс. жителей, добротные простые дома, аккуратные дощатые тротуары – классический Русский север. Деревянный неказистый кремль да пара десятков стрельцов с помощью посадских выдержали немеряно осад – только в летописях осталось 11 из них. Лишь пожарам противостоять не могли: несколько раз избы выгорали чуть ли не полностью, да и церкви постоянно приходилось отстраивать заново.

Купеческий уездный город: земская больница, 4 училища и гимназия, музей и библиотека на 4 тыс. человек – кругом опрятно и душевно. Ученики и гимназистки прогуливаются по местному Невскому проспекту, а их родители торгуют: есть и ряды, и отдельные лавки, но главное – возят хлеб и соль на Север, рыбу, икру, пушнину – обратно. Неспешная жизнь, такая же как несколько веков назад, непочатый край изумляющей глубокой старины настраивают на эпический лад.

Это не центральная Россия и не Русский север. Это верховья Камы, сердце Пармы и княгиня гор Чердынь. Сегодня достопримечательности Чердыни привлекают туристов со всей страны. Здесь не равнины и поля с перелесками, как в центре России, а суровая тайга и бессчётные старицы в междуречье Вишеры и Колвы, раскрытые как на ладони. Но и не так холодно, как на севере, да и комаров меньше – природа явно мягче севера Руси.

Вид на Чердынь с Вятского холма. Достопримечательности Чердыни
Вид на Чердынь

История Чердыни

Чердынь – город на правом берегу Колвы на севере Пермского края, районный центр с населением около 4,5 тыс. жителей.

Первое поселение датируется VIII в. (Вятское городище). Первое упоминание относится к 1451 г. (Вычегодско-Вымская летопись). Первый русский город на Урале с воеводством и таможенной избой. Считается, что золотой век закончился в 1636 г., когда воеводство было переведено в Соликамск, хотя в XVIII в. одновременно построено несколько каменных церквей, а во второй половине XIX в. многие городские здания стали каменными или полукаменными. В XX в., действительно, превратился в захолустье, однако в XXI в. жители надеются превратить его в туристический центр.

Чердынь как русский город возникла на торговых путях с севера (Печоры и Вычегды) на юг (Казанское ханство) и с запада (Московия) на восток (Сибирь). Первыми из русских на берега Колвы попали новгородцы через волоки с притоков Печоры до притоков Колвы. Этот путь использовался вплоть до революции, а в 1980-е его попробовали применить в одиозном проекте по переброске вод из Печорского бассейна на юг.

Из Москвы в Парму попадали через волоки от Вятки к Каме; какое-то время здесь действовала даже сухопутная дорога (русская ворга). А дальше, до Сибири, добирались по Вишере, в которую впадает Колва, и Оби. Расстояние от Чердыни до Верхотурья в то время составляло почти 2000 вёрст. В 1597 г. А.С. Бабинов открыл прямой путь от Соликамска до Верхотурья в 250 вёрст, и значимость Чердыни для транзита запад-восток упала.

Вид на Чердынь с Воскресенского собора. Что посмотреть в Чердыни
Чердынь с колокольни Воскресенского собора

Изначально русский городок Чердынь был деревянным и регулярно сгорал в пожарах, а затем восставал из пепла. Строения ставились с учётом местности, при чём лицевой частью выходили в сторону реки. В итоге с тех пор уцелели только каменные здания, прежде всего, церкви, которые выбиваются из геометрически правильной современной планировки города. Кремль и старинные церкви не сохранились.

С хаотичной застройкой было покончено в 1792 г., когда после очередной огненной напасти от Чердыни осталось только 37 домов из 387. Был разработан градостроительный план, предусмотрены прямые улицы, и стали строить из кирпичей. Современный город в основном XIX в., включая жилые бревенчатые дома.

Характерные особенности Чердыни

Чердынь – хорошее место в Пермском крае, чтобы съездить на выходные или показать гостям. Достопримечательности Чердыни очень разнообразны.

В советское время всё было очень грустно, этакий медвежий угол: колонии севернее, лесосплав южнее, а здесь совсем дыра. Даже история в основном дореволюционная, не связанная с подвигами трудового народа.

Застава в Чердыни
Чердынская застава

Зато сейчас, прям, бум строительства: отреставрировали большинство церквей, восстановили многие часовни, отремонтировали гостиницы, кафе и музей. В Соликамске подготовили спецвыпуск менеджеров по туризму – специально для Чердыни. В общем, всё готово, гости дорогие, только приезжайте. Есть и на что посмотреть, и как развлечься, и где отдохнуть после экскурсий и походов.

И легенды местные раскручиваются. Особенно популярна история про лавочки, как местные сидят на них с биноклями и смотрят на Полюд. А ещё есть лавочка долголетия рядом с храмами: посидишь на ней и будешь долго жить. Но, в общем, что-то в этом есть: лавочки с видами западают в сердца и вызывают ностальгию у уехавших местных.

Что посмотреть в Чердыни

7 холмов (гор). Чердынцы гордятся тем, что семигорье ставит их городок в один ряд с Римом и Москвой. Холмы вытянуты вдоль Колвы и носят названия Таёжный, Вятский, Троицкий, Вознесенский, Богоявленский, Монастырский, Всесвятский (с юга на север). Экскурсии обычно начинаются с Троицкой горы как места, на котором Чердынь была основана. Прекрасные виды на Колву и заречье. В хорошую погоду виден Пол’юдов Камень, о котором сложено немало легенд. Немного правее можно разглядеть и плато Кваркуш. Благодаря холмам прогулка по городку весьма полезна для здоровья.

Церковь Илии Пророка в Чердыни
Ильинская церковь в Чердыни

Колва. Красавица река, ставшая дорогой русским поселенцам на Пермь Великую. Именно волоки от притоков Колвы до притоков Печоры и Вычегды привели новгородцев в самое сердце Пармы. На берегу не просто сараи, а памятники ушедшей эпохи – купеческие склады. Сложно поверить, что ещё век назад здесь шла бойкая оптовая торговля и осуществлялись грузоперевозки по реке.

В Чердыни Колва течёт относительно спокойно. Летом можно прокатиться на лодке или водных лыжах. На другом берегу – песчаные плёсы и бескрайние леса, перемежающиеся лугами и старицами. Виды за Колву придают Чердыни то эпичное умиротворение, о котором вспоминают туристы.

Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина. Основан в 1899 г. и открыт в день рождения поэта. Находится в здании уездной земской управы (1850 г.). Имеет филиалы: выставочный зал и музей истории православной веры (бывший музей атеизма). Выставочный зал расположен в здании женской гимназии (конец 1880-х), а музей истории веры – в Успенской церкви (1784 г.).

Музей предлагает:

— колоритную коллекцию изделий в пермском зверином стиле;

— хорошее собрание старинных книг и архивные периодические издания;

— некоторое количество «закамского серебра» – большая часть из сохранившегося выставляется в Эрмитаже и других центральных музеях; а ещё большая часть была переплавлена до революции;

— уникальная деревянная скульптура – большая часть тоже вывезена из района;

— макет разрушенной часовни из Керчева, в которой объединялись православие и язычество;

— оковы замученного в Ныробе Романова – их можно примерить.

В купеческой гостиной удачно соединились XIX в. и современные технологии. Здесь предлагают выпить чаю из самовара, поиграть в старинные игры, полистать генеалогические древа купеческих семейств Чердыни, одеться в костюмы того времени. Аналогично воссоздан гимназический класс, он же актовый зал и место проведения форумов и семинаров.

Музей предоставляет экскурсовода как по своим залам и зданиям, так и по Чердыни и району.

Вид на осеннюю Чердынь
Осенняя Чердынь. Фото Дарьи Чеботаревой.

Церковь Иоанна Богослова (1718). В действующем мужском Иоанно-Богословском монастыре на Монастырском холме. Днём монахи пускают на колокольню полюбоваться видом. На кладбище у храма похоронены известные в Чердыни купцы.

Богоявленская церковь (1751-1761). Венчания сломаны, поэтому здание не столь заметно на фоне купеческих домов. Сейчас в нём хлебозавод.

Воскресенский собор (1750-1754). К собору в 1908-1911 гг. пристроены трапезная и колокольня в другом стиле. И собор, и колокольня отреставрированы.

Успенская церковь (1757-1784). На территории бывшего женского Успенского монастыря, расформированного в 1764 г. Главка и колокольня были сломаны в советское время, главка восстановлена. Сейчас в ней филиал музея. Женский и мужской монастыри изначально обрамляли центр Чердыни при взгляде с Колвы.

Преображенская церковь (1756). Венчания сломаны, сейчас там механические мастерские. Похожа на Богоявленскую и по внешнему виду, и по судьбе.

Церковь Илии Пророка (1917; 2011-2013). Нарядная деревянная церковь, воссоздающая оригинал из Бигичей. Бигичевский храм обрушился в 2008 г. В Чердыни находится на месте каменной Троицкой церкви, которая, в свою очередь, была построена на месте деревянного Троицкого собора в 1838 г., а тот – на месте чердынского кремля в XVII в.

Часовня Покрова Пресвятой Богородицы (1867; 2013). В память спасения Александра II от покушения. Сломана в советское время; восстановлена.

Часовня 85 Убиенных (XVIII в., 2005-2007). На могиле защитников города, погибших в бою в 1547 г. Сломана, восстановлена в 2005-2007 г.

Часовня Спаса-Нерукотворного в Чердыни, современный вид
Часовня Спаса Нерукотворного в Чердыни

Часовня Михаила Архангела (2010). Перенесена из Ныроба, в котором заменяла разрушенную дореволюционную часовню над ямой Романова. Теперь в ней размещён текст-посвящение благодарных потомков своим предшественникам. Выглядит постмодернистски (не сразу догадаешься, что это часовня).

Церковь всех Святых (1815-1817). На кладбище; сейчас законсервирована.

Троицкое городище (XII-XVII вв.). Сперва родановская культура, затем русская крепость XVI-XVII вв. Внешне деревянный кремль Чердыни не впечатлял, но из 11 известных по летописям осад города все выдержал. До сих пор виден защитный вал.

Вятское городище (VIII-XV вв.). Родановская культура, металлургический центр племени. Сейчас на месте памятника сквер, напоминающий языческую священную рощу.

Соборная площадь и Комсомольский сквер. Основные культовые сооружения Чердыни собраны здесь: три церкви в хорошем состоянии и две часовни. Кроме того, здесь гарнизонная кухня середины XVIII в. и воинское присутствие, построенное немного позже, гостиный двор и дореволюционные лавки, а также более современный стадион, дом культуры и детская школа искусств. От церквей открываются прекрасные виды за реку. Недалеко есть кафе и гостиницы.

Улица Мамина-Сибиряка. Начинается в районе Иоанно-Богословского монастыря и тянется вдоль реки, сбегая и взбираясь по склонам холмов. Не асфальтирована, застроена в основном деревянными домами и тем напоминает Русский Север. Помимо монастыря, прогуливаясь по ней, можно увидеть Богоявленскую церковь, пройти через Соборную площадь, побывать на Троицкой и Вятской горах. Дома в основном не считаются памятниками, но показывают народную архитектуру без прикрас – люди просто живут в избах с резными наличниками.

Улица Успенская. Параллельна предыдущей улице, асфальтирована, имеет тротуары. Купеческая улица: здесь когда-то жили Сусловы, Ремянниковы, Головины, Зыряновы, Бутаковы, Сандаловы. Стандартная усадьба состояла из жилого дома и лавки / склада / дома для прислуги. Дома полностью или частично кирпичные. Похожа на аналогичные улицы малых городов центральной России.

Улица Юргановская. Так же, как и Успенская, застроена купеческими домами. Но помимо них здесь находятся женская гимназия (выставочный зал музея) и приходское училище, 4-классное училище, земская управа (основное здание музея), водонапорная башня. Именно её центральную часть раньше в шутку называли Невским проспектом.

Улица Воскресенская. Ещё одна вытянутая вдоль реки улица. Начинается недалеко от Вятского городища, где сейчас кинотеатр.