Разгуляй

Вид на разгуляй Пермь
<

Пермский Разгуляй – Егошихинский медеплавильный завод

Разгуляй – первогород Перми, здесь находился Егошихинский медеплавильный завод и поселение при нём. Современный микрорайон захватывает большую территорию, чем изначально. Застройка такова, что до некоторых достопримечательностей напрямую не доедешь – не дойдёшь: здесь сохранилась местами самая старая планировка города, по которой улицы шли вдоль Егошихи, что не соответствует плану Модераха XIX в., согласно которому улицы должны идти параллельно или перпендикулярно Каме.

Вид на разгуляй Пермь
Вид на Разгуляй

Разгуляй исторический

Предыстория Перми началась с брюхановского починка, описанного в переписи П.К. Елизарова 1647 г. Позднее починок вырос до деревеньки, называвшейся то Брюхановкой, то Егошихой и принадлежавшей Строгановым. По мнению исследователей, она находилась на правом берегу Егошихи в районе современной улицы Фрезеровщиков (микрорайон Городские Горки). Пока ещё там сохранился частный сектор, напоминающий о предыстории.

В 1720-1723 годах по повелению Петра Великого и выбору В.Н. Татищева рядом со старой деревенькой был построен казённый Егошихинский медеплавильный завод; земля была выведена из владений Строгановых. Согласно имеющимся археологическим данным, завод и поселение вокруг него располагались между современными улицами Н. Островского, Екатерининской, Северной дамбой, по обоим берегам Егошихи от дамбы до Камы.

Первоначально, застройка поселка проходила одноэтажными деревянными домами, само поселение было обнесено деревянной стеной. С тех времён остались только фундаменты стен, откопанные при возведении таунхаусов по улице Клименко. Заводские строения располагались на месте современной мебельной фабрики, а выше них был пруд.

В 1764 году был возведён каменный Петропавловский собор, площадь перед ним стала центральной. К тому времени поселение вышло за пределы острога; были построены контора завода, школа, гауптвахта, пристань. Сохранился только собор, но он значительно потерял из-за перепланировок: раньше он выделялся на высоком берегу Камы и Егошихи, а сейчас, теряется среди зданий обслуживающих железную дорогу и заборов.

В 1780 г. Егошихинский завод был объявлен городом Пермью, а в 1788 г. медеплавильное производство было закрыто. К тому времени посёлок превратился в крупный грузоперевалочный пункт. Пристань и торговые ряды вдоль неё (на месте современной Перми-1) стали неотъемлемой частью городской жизни. Как и грузчики, которые после тяжёлой работы вовсю «отрывались» в первом местном питейном заведении. Считается, что поэтому район получил своё название – Разгуляй, как раз в конце XVIII в. С того времени остались название и здание городского магистрата – соседнее с Петропавловским собором.

В I половине XIX в. составляется новый генеральный план  Перми, в который Разгуляй не вписывался. Поэтому исправлять деревянные дома обывателей в этом районе не дозволялось. В 1842 г. они  сгорели, после чего центр города сместился юго-западнее, в сторону сегодняшнего оперного театра, а Заводская площадь – официальное название Разгуляя – стала непрестижной. Одноэтажные деревянные дома сменились двухэтажными, которые можно увидеть до сих пор.

Новый импульс район получил в 1870-х годах, во время строительства Уральской железной дороги. В Разгуляе появились каменные промышленные строения, которыми можно полюбоваться и сейчас: здание железнодорожного вокзала, ремонтные мастерские – современный мотовозоремонтный завод. Деревянная заводская площадь была отделена линией железной дороги от каменной застройки вдоль Камы.

В начале XX века, ещё до революции, зашла речь о пермском трамвае. Разгуляй был выбран для депо неслучайно – руководство города в очередной раз озаботилось снесением ветхого жилья. В 1912 году было построено трамвайное депо, но первый трамвай поехал по улицам Перми только в 1929 г. в связи с обстановкой в стране. Зданием депо пока можно полюбоваться, хотя оно и не используется.

В советское время Разгуляй оставался территорией ветхого жилья, зато значительные изменения претерпел Егошихинский лог. Пруд был спущен, а речка упрятана в коллектор. В 1920 году был сооружён мост для трамваев – он есть и сейчас, а в 1959 году сдана в эксплуатацию Северная дамба.

В начале нового тысячелетия судьбой Разгуляя озаботились в очередной раз, строя грандиозные планы по сносу ветхого жилья. В итоге возобладала точка зрения XIX в. – дома не ремонтировать, а ждать пока сами разрушатся. Ещё в 1970-х годах был расчищен Разгуляйский сквер, в 2003 году в нём установили памятник В.Н. Татищеву.

Трамвайный мост на разгуляй
Трамвайный мост в Разгуляе

Разгуляй современный

Как в XIX веке район стал непрестижным, так он и остался им до сих пор. Несмотря на несколько таунхаусов в стиле классицизма по улице Клименко и новым домам по другую сторону ул. Ленина, в районе, прилежащем к Северной дамбе и Петропавловскому собору, гулять не комфортно.

Здесь сохранились здания мотовозоремонтного завода и трамвайного депо – прекрасные образцы промышленной архитектуры II половины XIX – начала XX веков. По-прежнему хороша связка «Петропавловский собор – городской магистрат». Недалеко находятся здания классической губернской Перми XIX века, оригинальный мрачный Тюремный замок (современное СИЗО), старое Егошихинское кладбише, стильные советские Городские Горки с цирком и планетарием и современные высотные здания.

Пожалуй, пока Разгуляй лучше совмещать с чем-то ещё: с прогулкой по старым параллельным Каме улицам, или с переходом по Северной дамбе / по старому трамвайному мосту, или с посещением старого кладбища, мемориала Скорбящей и 2 кладбищенских церквей.

Разгуляй со смотровой площадки у Планетария

Как добраться до Разгуляя.

До Разгуляя ведут две остановки. Первая остановка «Разгуляй» находится на северной дамбе. До нее можно добраться на автобусах № 30, 32, 68, 77. Вторая остановка «Разгуляй» (для трамваев) находится в Ленинском районе Перми напротив памятника Татищеву. Через нее ходят трамваи № 4, 6, 7, 8, 11.

Разгуляй на карте