Главная » Пожва

Пожва – родина отечественных пароходов и паровозов

“Пожва” – так на коми-пермяцком языке звучит выражение «вода в решете». Название досталось поселку от одноименной речки. Течет река по горным склонам, поросшим лесами, и воды ее, словно сквозь сито, просачиваются на перекатах через камни, спадая вниз.
Сегодня Пожва – развитый населенный пункт с более чем четырьмя тысячами жителей. А еще в 1715 году, как свидетельствуют исторические документы, в которых впервые упоминается Пожва, она представляла собою два поселения, в которых «из семи дворов… четыре были пустые, а в двух жили нищие».

Пожва, старое фото
Свято-Троицкая церковь в Пожве, фото начало XX века

Пожевской железоделательный завод

Все изменилось во второй половине 18-го века. Как и огромное множество населенных пунктов на Урале, поселок вырос вокруг основанного здесь завода. 21-ым марта 1754 г. датируется разрешение Берг-коллегии, выданное известному дельцу того времени Строганову Николаю Григорьевичу на возведение в здешних местах чугунолитейного и железоделательного предприятия.
Строительство на побережье Пожвы (правый приток Камы) растянулось на 2 года. Запустили завод вначале как доменный и передельный. Спустя 4 года в 7 километрах выше по течению реки была сооружена еще одна плотина, которая обеспечивала энергией падающей воды работу дочернего Елизавето-Пожевского завода. На нем занимались только кричным производством.
В это же время Пожевский (Пожвинский) завод освоил и медеплавильное дело. Занимался им, правда, недолго около двух десятков лет, пока в округе не истощились медные рудники.
В годы процветания предприятия, согласно информации, изложенной в историческом труде Н.С. Алферова «Зодчие старого Урала», Пожва состояла из 6-ти слободок: Лысков, Марьино, Капустный и др.
За годы существования завода до революции им владели потомки Строганова, а также помещик Всеволжский В.А. (с 1773 года), князь Львов С.Е. (с 1900 года), последний вначале был управляющим предприятия.

Интересные факты из истории Пожевского завода

  • Под руководством прославленного ученого-металлурга, члена-корреспондента Петербуржской Академии наук Петра Соболевского в 1817 году здесь были проведены первые эксперименты по выплавке железа из чугуна. Настоящий самородок – Мастер с большой буквы этого слова – Петр Соболевский был также разработчиком и руководителем работ по созданию первых русских пароходов, которые к лету 1816-го года создали на пожевском заводе, в 1817-м году торжественно спустили на воду. Паровые машины носили названия «Пожевка» и «Искра». По Каме, затем по Волге пароходы отправились через Пермь в Казань. Работать над судами начали здесь еще с 1815-го. За первенство с владельцем пожевского завода В.А. Всеволжским соперничал Берг хозяин завода в Петербурге, который уже в 1815 году демонстрировал царской семье хождение па водам пруда возле Таврического дворца обычной барки, с прилаженным на нее паровым механизмом. Соболевский довел механизмы и корпус перовой машины до максимально возможного на то время совершенства. Кстати, с 2016-го года в мае пожевляне с широким размахом веселыми ярмарками, концертами и катанием по Каме на катерах отмечают «Праздник первого парохода».
  • С 1876 года здесь развернул свою деятельность один из пионеров кооперативного движения в России Пожевское общество потребителей.
  • В одном из залов Питерского Эрмитажа демонстрируется модель мини-паровоза. Надпись гласит: «Модель русского паровоза. Пожвинский завод. 1828 год». Автор англичанин Петр Эдуардович Тет. Она послужила прототипом созданного на Пожевском заводе спустя несколько лет (в 1839-ом) уже настоящего, в полную величину, ширококолейного паровоза. В массовой печати его величали не иначе как «венцом гениальности». Было за что: на III промышленной выставке в Петербурге изобретение было удостоено медали «Первый русский паровоз».
  • В начале 19-го века доменная печь завода была самой большой из древесноугольных печей предприятий Европы. В ней отливали снаряды, в для русской армии, воевавшей с войсками Наполеона Бонапарта. Остатки корпуса доменных цехов сохранились на левом берегу Пожвы до наших дней.
  • Во времена Великой Отечественной войны предприятие изготавливало технику для лесных работ.
  • Всего в окрестностях поселка во времена активной деятельности завода на реке Пожва было построено 3 плотины. На сегодняшний день в рабочем состоянии только одна. Она самая протяженная в Уральском крае.
  • Максимальное количество рабочих, обслуживающих завод, зарегистрировано в документах 1980 г. 1200 человек. В это время здесь создавали тяжелую технику, пожарные машины, катера, подъемные краны.
  • До сих пор еще местное население разъезжает по окрестностям поселка на удивительных мотовездеходах (и даже устраивают спортивные соревнования на них!), которые выпускал их завод, позднее переименованный в машиностроительный.
Завод в Пожве сегодня
Пруд, старый корпус и плотина Пожевского завода

О славном былом грустно напоминают останки заводских стен, возвышающаяся над поселком кирпичная труба, домна… В 2000 году старому чугунолитейному заводу в поселке был установлен памятник в виде четырехгранного постамента с мемориальной доской. Постамент увенчан якорем.

Что посмотреть в поселке Пожва

Дом заводоуправляющего. Сейчас в нем размещается детский сад. Во времена, когда здание служило по своему прямому назначению, его также использовали для временного размещения именитых заезжих гостей, среди которых был, например, известный писатель Салтыков-Щедрин.
Двуклассное училище для мальчиков. Год постройки 1893-й. С 1901-го в нем размещалась библиотека, позднее школа для девочек. Сейчас Дом детского творчества и местная культурная достопримечательность мини-зоосад.
Княжеский парк. О временах, когда он только закладывался (1824-й год) еще помнят растущие здесь вековые кедры и липы. Сейчас парк восстанавливается. Посажена аллея рябинок. В подобной ей в давние времена любили прогуливаться члены хозяйской семьи Всеволжские.
Дом заводовладельца. Деревянное двухэтажное строение находится в парке. Возведено в начале 1800-х годов, архитектор Павел Шретер. Возле дома изначально были выстроены оранжереи с цитрусовыми растениями, заложен пруд. К сожалению, в пожаре (вторая половина 1920-х годов) года часть сооружений сгорела.
Свято-Троицкая церковь, увенчанная трехъярусной колокольней. Находится неподалеку от хозяйского особняка. Создана в стиле классицизма в середине 19-го столетия на пожертвования Всеволода Алексеевича Всеволжского.

Троицкая церковь в Пожве
Свято-Троицкая церковь в Пожве сегодня

Пожвинский историко-краеведческий музей. Здесь можно полюбоваться ценными экспонатами, сохранившимися до наших времен, собственноручно заставить зазвучать старинный гудок с парохода «Львов». Как диковинку работники музея обязательно продемонстрируют «зуб человека-хищника» (так классифицировали его эксперты). Согласно коми-пермяцким легендам, в стародавние времена обладатели таких зубов – вижлоги – населяли окрестные леса.