Октябрьские виадуки в Пермском крае – путь через Урал

Виадук – одно из самых интересных инженерных сооружений. Его название происходит от английского  Via – «через», Duct – «канал», и можно перевести как «проходящий через канал». Первые виадуки появились в Римской империи, где их строили на стратегически важных направлениях. Большое распространение виадуки получили в первой половине XX века, когда эти инженерные сооружения использовались при строительстве железных дорог. В Пермском крае находится 2 подобных объекта. Октябрьские виадуки в Пермском крае считаются одними из самых красивых в России.

Немного истории

Строительство виадуков на железных дорогах Российской империи начинается с развитием технологий начала XX века. Виадуки формируются из железобетонных конструкций, которые облицовывались природным камнем. Изготовление таких сооружений требовало большого количества сырья, в больших количествах добываемых в бассейне реки Сылва. Близость ресурсов предопределил характер сооружаемых конструкций – вместо насыпи живописный виадук. В дальнейшем проявился главный минус такого решения – сооруженные по данным технологиям конструкции быстро изнашивались, и за полвека пришли в негодность.

Октябрьские виадуки в Пермском крае
Виадук

Необходимость строительства железной дороги на юге Пермской губернии появилась в начале XX века. Горнозаводская дорога, построенная в девятнадцатом веке, не справлялась с железнодорожным потоком между европейской и азиатской частью Российской империи. Особенно этот вопрос стал актуален после русско-японской войны и начал переселенческой политики Петра Столыпина. Было решено построить дублирующую ветку, которая соединяла Казань и Екатеринбург южнее горнозаводской дороги. Так, в 1914 году начинается строительство дополнительной ветки Транссибирской магистрали. В итоге дорогу, протяженностью 855 километров, строили почти 10 лет.

Октябрьские виадуки в Пермском крае

Железная дорога между Казанью и Екатеринбургом в срочном порядке была сдана осенью 1918 года. Соединились пути в районе станции Щучье озеро (сегодня это поселок в Октябрьском районе Пермского края), в 20 километрах от которого был построен первый виадук. Однако из-за низкого качества государственная комиссия отказалась принимать ее в эксплуатацию. Окончательная сдача дороги между Казанью и Екатеринбургом произошла только в 1924 году.

Наиболее сложный участок железной дороги проходил через Уральский хребет. Холмистая местность с множеством речек и оврагов, существенно осложняло процесс строительства. В некоторых участках было целесообразно строительство виадуков – это позволяли не делать большого количества насыпей и сконцентрироваться на прочных конструкциях. Всего на дороге было построено 7 виадуков!

Виадук в поселке Бартым Пермского края
Виадук в поселке Бартым

Первый виадук в Октябрьском районе находится на окраине поселка Бартым. Его строительство проходило в 1916-1918 годах. Сам виадук пересекает глубокий овраг и реку Ирень. Он состоит из 4 пролетов и находится в удовлетворительном состоянии. Длина виадука составляет приблизительно 100 метров. Если Вы хотите сделать красивые фотографии, то Вам необходимо доехать до виадука в поселке Бартым.

Второй Октябрьский виадук находится у поселка Большой Сарс, что в 15 километрах от станции Бартым. Данный виадук состоит из 6 пролетов, его длинна составляет почти 200 метров. Виадук находится в худшем состоянии, но его окружают более живописные места. Внизу протекает красивая речка Сарс, придающая этому инженерному сооружению дополнительную живописность.

Как добраться до октябрьских виадуков
Вид на виадук с ж/д дороги

Октябрьские виадуки прослужили верой и правдой более полувека. К 70-м годам XX века  они стали постепенно разрушаться и было принято решение заменить виадуки более простыми железнодорожными насыпями. В начале 80-х годов насыпи были готовы и виадуки выведены из эксплуатации. С этого времени они стали техногенными памятниками, напоминавшие об истории России начала XX века. Виадуки в Октябрьском районе являются одними из самых интересных инженерных сооружений в Пермском крае.

Как добраться до Октябрьских виадуков

Октябрьские виадуки находятся на южной границе Пермского края и Башкирии. О том, как добраться до Октябрьских виадуков, читайте далее.

Для начала необходимо выехать из Перми по дороге Р 242 в направлении Екатеринбурга. Проехав 17 километров после отворота на Кунгур, перед поселком Голдыревский поворачиваем по указателю в сторону Октябрьского, Орды и Уинского. Проехав через 10 километров Орду, держим путь в сторону Октябрьского. Далее надо проехать 70 километров до поселка Сарс.

Если Вы хотите посетить первый виадук у села Бартым, то необходимо выехать из Сарса по улице Зеленой в сторону деревни Антягузи и Верх-Ирень. От Верх-Ирени до Бартыма менее 5 километров. Сам виадук находится на обратной (западной) окраине села. Расстояние до виадуки из Перми – примерно 230 километров, время в пути – около 3 -3,5 часа.

Чтобы добраться до виадука в селе Большой Сарс, выезжаем из поселка Сарс по южной дороге в сторону Октябрьского. Из Октябрьского выезжаем по улице 18 годовщины Октября. Проехав 1 километр, поворачиваем в сторону села Большой Сарс. Виадук находится рядом с въездом в село, чуть выше ветки железной дороги.  Расстояние до виадука из Перми – 220 километров, время в пути – 3 часа.

Октябрьские виадуки на карте