Чердынь-Пянтег

Вид на Чердынь с Воскресенского собора
<

Чердынь – Редикор – Пянтег: путешествие в затерянный мир

К югу от Чердыни, между Камой, Вишерой и Колвой, расположены внешне неброские места: обычные леса, пыльные дороги, редкие деревеньки. Даже рельеф монотонный – равнина с невысокими взгорьями. Любители фотографироватья на фоне впечатляющих построек не найдут здесь таковых, а любители отметиться на скале «здесь был Вася» не отыщут гор и водопадов. Тут даже нет бутиков и ночных клубов.

Только если присмотреться к неброской, размеренной, словно зачарованной красоте междуречья, вдруг окажется: внешняя скромность – как морок, как заклятие от разграбления. Ведь здесь буквально под ногами уникальные изделия в пермском зверином стиле и драгоценная утварь едва ли не со всех стран Ближнего Востока и Средней Азии. Но артефакты – это лишь часть ушедшей эпохи, которую мы знаем под названием «родановская культура» и которую сейчас соотносят со страной Вису.

Краткая справка

Родановская культура (IX-XV вв. н.э.) – наследница ломоватовской (VI-IX вв. н.э.), которая включает в себя традиции местной глядёновской культуры (III в. до н.э. – V в.н.э.) и культуры, пришедшей с юга в V-VI вв. и хоронившей в курганах. Многочисленны памятники IX-XIII вв., к более поздним XIV-XV вв., т.е. периоду появления русских в Прикамье, относят единицы поселений.

С V-VI вв. в Прикамье появляется значительное количество серебряных изделий из Византии, Ирана, Средней Азии – большинство находок датируют VII-IX вв. К этому же периоду относят и предметы, выполненные в пермском зверином стиле, – хорошие коллекции есть в Пермском и Чердынском музеях. Эти объекты отражают философские и религиозные взгляды на мир людей того времени. В частности, в районе Редикора найдено сравнительно много артефактов, представляющих сюжеты о ребёнке, ребёнке с родителями и семейной паре.

Ломоватовская и родановская культуры считаются предшественницами коми-пермяцкой, входящей в финно-угорскую семью. Национальный костюм того времени учёные описывают как близкий современному хантыйскому. Жили в бревенчатых домах; некоторые поселения укреплены валами и рвами. Занимались земледелием и скотоводством, а также охотой, в том числе на продажу, торговлей. Были металлургические центры (медь, железо из своих рудников), кузницы, гончарные мастерские; вероятно, добывали соль.

Характерные особенности

Фигурки пермского звериного стиля – отличный способ привлечь внимание гостей Пермского края. Самобытно, веет стариной, но вписывается в современный модерн-постмодерн. Редикор и Пянтег, возможно, столицы того народа, который делал эти фигурки. Есть предположение, что они были столицами одновременно. У страны даже появилось теперь название – Вису.

В современных деревнях мало что осталось с тех пор. И Редикор, и Пянтег – чисто русские деревни с русскими артефактами: типовая Никольская церковь Редикора и не менее типовая Ильинская церковь Пянтега, деревянные дома с наличниками. Про современное состояние хочется сказать «безнадёга», особенно про дальний Пянтег.

Но для любителей загадок истории – рай. В Редикоре видны остатки крепости-городища. В Пянтеге – самая старая деревянная церковь Урала, Богоявленская (по другим источникам – Богородицкая), сильно отличающаяся от других. Время её постройки относят то к 1500, то к 1617 г. Выглядит как сторожевая башня на высоком берегу Камы. Или маяк для речных судов – между Амбором и Пянтегом сложный участок Камы. Несмотря на царящее запустение – туристический бум сюда пока не добрался, – ещё держится. В Редикоре, кстати, интересная часовня на кладбище – тоже такого типа, только маленькая. Никто и не помнит, в честь кого она была освящена.

Разгадывать истории и лазить по окрестным лесам можно, проживая в комфортных гостиных домах – их построили по одной штуке и в Редикоре, и в Пянтеге. Грибов, конечно, и ягод – море, отличная рыбалка на Вишере (для Редикора) и Каме (для Пянтега).