Покча

Покча Пермский край
<

Село Покча в Пермском крае — ее достопримечательности

Село Покчá – младшая сестра Чердыни, тесно связанная с великопермскими князьями-óксами. Она меньше Чердыни по размеру – и всегда была меньше – и находится на берегу более низком, чем Чердынь. Именно здесь находилась резиденция князя Великой Перми Михаила, известного по роману Иванова «Чердынь – княгиня гор» и завоёванного летописным Фёдором Пёстрым. Впоследствии князя, княгиню и пятерых княжат убили на краю их городка и на месте их гибели забили 2 больших и 5 маленьких ключиков – источник мёртвой воды.

Покчу можно считать столицей резьбы по дереву на севере Прикамья: здесь нашли ранние композиции пермской деревянной скульптуры и до сих пор стоят украшенные искусной резьбой дома конца XIX – начала XX вв.; здесь делали иконостасы и тесали дерево так, что дома похожи на каменные. Неподалёку находятся Янидор, из которого вывезли в Хохловку изумительную деревянную церковь 1706 г., и Бигичи, в которых не сумели сохранить нарядный деревянный храм 1917 г.

Покча Пермский край
Село Покча в Пермском крае

История Покчи

Село Покча – село на правом берегу Колвы, притока Вишеры, впадающей в Каму. Известно в русских летописях с 1472 г., но существовало и ранее. Археологи отнесли родановское селище, созданное предками коми-пермяков, к X-XII вв. Однако летописи отмечают существование пермяцкого городка до XV в., когда рядом с местными стали селиться русские.

Традиционно считается, что в 1472 г. Фёдор Пёстрый завоевал Покчу вместе с Чердынью и Уросом и поставил русскую крепость. Однако археологи так и не нашли свидетельств её существования рядом с этим селом. В XIX в. ещё были видны остатки валов, но был ли то русский кремль или пермяцкий городок?

После того, как был срублен русский кремль, считается, что столица Перми Великой была перенесена из Чердыни в Покчу, а в 1535 г. – обратно. Однако в летописях это никак не отразилось: Чердынь по-прежнему воспринималась как основной город Прикамья, именно сюда стремились завоеватели и купцы, а не в Покчу.

В дальнейшем история села связана с торговлей и перевозкой грузов. Торговали, как и другие в Перми Великой, пушниной и лесом, в частности, из пермской лиственницы сделаны сваи Венеции. Многие селяне нанимались в «извоз» – транспортировку товаров с Печоры на Каму, из Сибири в Москву и обратно. Ещё одна статья доходов покчинцев до революции – баржестроение.

В советское время в Покче существовал колхоз. В настоящее время делается ставка на туризм. Из наиболее интересных туристских объектов – старые кварталы села рядом с разрушающейся каменной Благовещенской церковью, часовня Казанской иконы Божией Матери 1913 г., источники с живой и мёртвой водой.

Покча Благовещенская церковь
Благовещенская церковь в Покче

Краткая справка

Туристы во время экскурсии обычно проезжают Покчу на автобусе, иногда останавливаясь для фотографирования. Хотя она вполне достойна того, чтобы прогуляться по её улицам, растянутым вдоль Колвы на 2 км. Если, конечно, повезёт и будет сухо. Хороши и соседние Вильгорт и Камгорт.

Основное украшение Покчи – резные узоры на домах: наличники, подзоры, пилястры. Они искусны, но не чрезмерны, ибо выполнены не только для красоты, но и как обереги: в них сочетаются и русские мотивы, и коми-пермяцкие – изображения солнца, воды, уточек, диагональных крестов.

А ещё здесь 3 источника: мёртвой, живой и просто воды. Источник мёртвой воды, лечащей тело, находится на севере Покчи рядом с дорогой на Ныроб, источник живой воды, исцеляющей душу, – в теперь не жилом селе Салтаново в 7 км от Покчи, и ещё один источник есть в Бигичах.

В Покче, Вильгорте, Камгорте есть гостевые дома с русской баней; везде живописные виды Колвы, рыбалка, грибы-ягоды – можно хорошо отдохнуть от городской суеты.

Что посмотреть в Покче

Дома в Покче. В основном деревянные, двухэтажные, обшитые тёсом и украшенные резьбой. Резьба в основном на наличниках, обрамляющих окна, подзорах, оформляющих низ крыши, и пилястрах-колоннах, закрывающих выступающие концы брёвен на стыках.

Благовещенская церковь (1785; 1910). О первых, ещё деревянных, церквях Благовещенья и Георгия Победоносца летописи сообщали в XVI в. В 1785 г. соликамскими мастерами была построена каменная церковь, объединившая предшествовавшие деревянные. С тех пор храм неоднократно достраивался и перестраивался до тех пор, пока в 1930-е гг. его не закрыли и в 2005 г. не объявили не подлежащим восстановлению.

Церковь была сопоставима по красоте с соликамскими храмами и гармонична по внешнему виду. В руинах пока ещё можно разглядеть былое величие. В церкви хранились фамильная икона Благовещенья вереинских-великопермских князей, известная резная скульптура Николая Можайского (сейчас в Пермской галерее), а на колокольне звонил колокол 1554 г.

Часовня Казанской Божией Матери (1913). Каменное строение в том же стиле, что и Благовещенская церковь. Связывают с иконописцами и резчиками по дереву Федосеевыми.

Источник мёртвой воды. Легко виден с дороги на Ныроб. Желающие купаются и набирают воду. Вода считается мёртвой в память об убитой княжеской семье.

Источник Мертвой воды Покча
Источник мертвой воды в Покче

Куда ещё съездить поблизости

Источник живой воды в Салтаново. Рядом с «мёртвым» источником нужно свернуть с основной дороги в сторону Лызова. Через 7 км среди лесов появятся поля, зарастающие березняком, и среди них будет видна очередная разрушающаяся церковь – скромный храм в честь Параскевы Пятницы 1838 г., который за последнее десятилетие лишился уже и кровли со шпилем и главкой. По преданию здесь чудесным образом объявилась икона Параскевы. Ключик расположен чуть дальше, его облагородили, сделав над ним деревянную часовню, напоминающую старый храм. Впрочем, его украшают берёзовыми ветками и делают подношения – совсем по-язычески.

Лобаниха. Небольшая деревня на берегу Колвы, по археологическим данным, существует с IX в., но и название деревни, и название речки Лызовки, в устье которой она находится, не сохранили пермяцких корней. Есть мнение, что именно здесь надо искать Анфаловский городок – первое официально упомянутое в летописях русское поселение в Прикамье. Его основатель, Анфал Никитин, – личность не менее яркая, чем Ермак, и, что не менее важно, вероятный родственник Строгановых.

Вильгорт. Большое село на берегу Колвы по дороге из Чердыни в Ныроб. Поселение основано в рамках родановской культуры в IX в., с коми-пермяцкого название переводится как «новый городок», Новгород. Похоже на Покчу, только меньше размерами. Впрочем, основной храм – Святой Троицы – построен раньше покчинского, в 1779 г., но так же подвергался неоднократной реконструкции.

Цыдва. Отворот в её сторону – в центре Вильгорта. Вокруг неё давно расчищенные поля – свидетели земледельческих успехов родановской культуры. И здесь же находился один из старейших христианских храмов Прикамья – наряду с покчинским и бигичевским. Говорят, что пермяцкий городок Урос стоит искать именно здесь, в окрестностях Цыдвы. Впрочем, сейчас мало что напоминает о стародавнем прошлом, кроме некоторых сохранившихся в украшении домов, утвари, одежды языческих традиций. Православная церковь 1771 г. (Михаила Архангела) находится в разрушенном состоянии.

Камгорт. Находится на берегу Колвы ещё дальше по дороге от Чердыни в Ныроб, чем Вильгорт, и ещё меньше по размеру. В целом, Покча, Вильгорт и Камгорт весьма похожи, только в Камгорте каменная церковь 1874 г. освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В остальном всё та же искусная резьба на домах простых смертных. Пожалуй, основная достопримечательность – мост через Колву.

Бигичи. Находится на берегу Колвы севернее Камгорта. Несмотря на русское название, более интересно для истории коми-пермяцкого народа, чем Камгорт. Рядом Пымполское городище IX-XIV вв. Есть предположение, что здесь жил один из князей-оксов верхней земли, оказавших сопротивление воеводе Фёдора Пёстрого Гавриле Нелидову, за что его родовое гнездо и было разрушено.

Здесь же был построен один из первых православных храмов в Прикамье. Теперь тут остались руины деревянной Ильинской церкви 1917 г. постройки. В 2000-е гг. сюда, как и в покчинскую Благовещенскую церковь, попала молния и здание признали непригодным для реставрации. В связи с туристическим бумом решили сделать новодел в Чердыни, повторяющий здешний храм, вместо когда-то существовавшего Троицкого собора. Логику понять, конечно, сложно. Рядом с бигичевской церковью есть святой источник.

Покча на карте